Центры ювелирного искусства по металлу

По данным профессора Постниковой-Лосевой М.Н. центрами русского ювелирного искусства в ХVII - ХVIII вв. были следующие города: архангельск, Великий Устюг, Вологда, Вятка, Калуга, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Новгород, Санкт-Петербург, Псков, Ярослав [4]. Рассмотрим некоторые общие особенности такого искусства по металлу (литье, ковка, чеканка, эмалирование и др.), которое особенно проявилось в этот период в Москве, как в новом славяянском культурном центре. В Киевской Руси эту роль играл Киев, но после разорения его татаро-монгольскими племенами и последующей утери государственности из-за притязаний Польши и Турции на земли Украины, началось формирование Московского княжества и «собирание» российского государства.

Русские ювелиры ХVIIв. имели достаточно богатый изобразительный язык и различные приемы по художественной обработке металлов: скульптурные формы передавались чеканкой и литьем; живопись – цветными эмалями; графика – чернью и резьбой; тонкие пространственные фигуры высокой сложности – ковкой.

В изделиях из литого металла и чеканке стало проявляться стремление к простому и рациональному стилю, который сохранился вплоть до последней четверти ХVII в. Особенно это заметно в формах и украшениях золотой и серебряной посуды. Например, основной мотив орнамента изделий ХVII в. – растительные узоры. Причем в начале этого века орнамент содержал вертикальную прямую, законченную листком ветки, от которой вправо и влево симметрично расходятся плавно изогнутые побеги с трехлепестковыми листьями. Иногда вместо листьев использовались рельефы или чеканка в виде пучка трав, бутоны цветов, стебли с цветами.

Со второй половины ХVII в. изображение растительного орнамента на поверхности металлических художественных изделий становится более реалистичными и близкими к природе: цветы исполняются на крепких стеблях; натурально изображаются цветы со срезанными стеблями и др.

К концу ХVII в. в орнаменте все чаще появляются фрукты и ягоды, связки плодов или сочетание плодов и ягод, а также изображения людей и животного мира. Узоры, лица и фигуры часто исполнены цветной эмалью. В отличие от эмалей ХVI в., эмали русских мастеров в ХVII в. стали более яркими и многоцветными, а в отдельных случаях по блеску и глубине красок хорошо имитировали цвета рубина и изумруда. Появление богатой гаммы ярких красок на эмалях и особенно на церковной утвари можно объяснить влиянием художественных изделий, привозимых в россии из Константинополя, где работали греческие мастера.

В середине ХVII в. стала отливаться посуда более сложной формы, где сказывалось стремление мастеров передать изображение трехмерных фигур, т.е. получить круглую скульптуру. Примером такого изделия может стать серебряный ковш с двумя орлами, изготовленный в Москве в 1754 г. (рис.2.30).

Рис.2.30. Литый ковш. Серебро (Россия).

Такие ковши часто служили в качестве награды от князя Московского другим удельным князьям и боярам.

Со второй половины ХVIII в. сюжеты на ювелирных изделиях из золота и серебра стали значительно более разнообразными, что было вызвано влиянием мастеров из Западной Европы. Их произведения как закупались, так и непосредственно изготавливались для великокняжеского двора, а затем и по заказам русских царей. Сначала на поверхности изделий русских масторов стали появляться гербы и монограммы, а затем и сюжеты или образы античной классики – боги, богини, амуры и др. После удачных военных походов русской армии, особенно в царствование Петра I, мастера-серебряники на своих изделиях изображали их в форме таких атрибутов, как знамена, военные трофеи, даты походов и др.

В конце 90-х годов ХVIII в. на смену многоцветной эмали на поверхности ювелирных изделий из драгоценных металлов стали появляться двуцветные эмали серых тонов (гризайль) на голубом фоне. Иногда эмаль имеет коричневый оттенок. Другая особенность этих эмалей – изменение содержания сюжетов и портретных черт. В отличие от канонических изображений, например, на древнерусских иконах, сюжет носит более светский характер, а при написании лиц людей длстигается значительное плортретное сходство.

В технологических приемах мастеров ХVIII в. происходит ряд изменений, обусловленных развитием механического производства: вместо кованого от руки серебра появляется гладкий прокат, изделия из которого полируются до зеркального блеска; трудоемкая чеканка начинает вытесняться механической штамповкой; повторяющийся орнамент наносят на прокатку заготовки между двумя вращающимися валками и др. Полосы с орнаментом напаиваются на венцы стаканов, кружек и других сосудов из серебра. Для изделий ХVIII в. из серебра или позолоченного металла характерно сочетание матовых и блестящих полированных элементов.

Вторым крупным центром по обработке художественного металла после Москвы был Новгород. В ХVII в. он славился мастерами по чеканке серебра, которых часто привлекали на работу в Москву. Например, новгородец Григорий Иванов в 70-х гг. ХVII в. изготовил серебряную посуду по заказу Московского Патриарха [4].

Характерным изделием из серебра в ХVII в. в Новгороде оставался ковш, форма которого оставалась близка к аналогичным ковшам ХV - ХVI вв.: круглый, с высокими плотными стенкками, украшенными растительным орнаментом. Кромековшей из серебра выпусклись чарки и кортики с литой ручкой сложной фигурной формы. По краям серебряных изделий обычно выполнялись в литье или чеканкой пространные надписи с именами хозяина или нравоучениями.

Широкие распространения получили ювелирные изделия со сканью и выесчатой эмалью. Позднее в ХVIII в. отличительной чертой новгородских серебряных сосудов стало изображение на них птиц или рыб. Литые серебряные крестытельники в ХVII в., как и в ХVI в., были почти круглые, с трехлопастными концами.

В начале ХVII в.в Новгороде работало около 100 мастеров по изготовлению ювелирных изделий из серебра литьем, ковкой, чеканкой и др. По некоторым видам изделий имелась специализация. Например, по переписи, относящейся к середине ХVII в., по изготовлению крестов (крестечники) работало 6 мастеров, по сережкам (сережечники) – 3, по кольцам (колечники) – 1 [4].

В Нижнем Новгороде большинство мастеров-серебряников работали при монастырях. Например, в Печерском монастыре сохранилась запись о сделанных в нем сосудах во второй половине ХVII в.: потир, поддон чеканный, четыре блюдца, звеэда, копье, лица [4].

Интересно отметить, что все эти изделия были затем позолочены ртутным способом [5]. Нижегородские серебряники, как и новгородские, часто приглашались на работу в Москву. Например, в 1652 г. в московскую Серебряную палату из Нижнего Новгорода было зачислено пять мастеров.

В Ярославле в начале ХVII в. работало около 50 серебряников. Отличительная особенность ярославских мастеров по металлу – тяга к «узорчатости», декоративности и жизнерадостное многословие в надписях на сосудах. Например, даже ярославский крест-тельник, как и новгородский, очень художественно выполнен – с изгибами и закруглениями по всему периметру изделия. Особенной пышностью и «густотой»отличается серебряная утварь последней четверти ХVII в. Особенно интересно отметить, что отдельные ярославские мастера использовали в своих произведениях прикладного искусства приемы западноевропейских стилей. Например, большой венец с иконы Богоматери работы Афанасия Корытова (1780 г.) выполнен с подчеркнутой рельефностью орнамента, в котором встречаются завитки стиля рококо, цветы и изображения херувимов.

На серебряном стакане работы мастера Федора Тукалова (1775 г.) также использованы завитки в стиле рококо, изображения раковин и стилизованные плоды и листья, характерные для французского рокайль.

К концу ХVIII в. искусство серебряников приходит в упадок, а количество их снижается до 10 мастеров, т.е. в десять раз по сравнению с началом ХVII в.

В Пскове расцвет серебряного дела также приходится на ХVII в., при этом используется техника и мотивы новгородских мастеров. Однако их работы отличаются более высоким искусством в резьбе по серебру, например, при использовании церковной утвари. При этом псковские мастера часто исполняли массовые сцены из религиозной жизни, например, фигуру св. Павла с двенадцатью апостолами или деяния Христа при обращении верующих.

Костромские серебряники специализировались на изготовлении церковной утвари. Наиболее интересные из них и дошедшие до нашего времени – кадила, оклады икон и кресты из серебра.

Калужские мастера создали оригинальные орнаменты для ювелирных изделий, которые отсутствовали в других центрах серебряного дела в России. Их особенность – особая декоративная форма цветов на причудливо изогнутых стеблях (рис.2.31). Развитие ювелирного дела в Калуге приходится на вторую половину ХVII в., когда этот город стал посредников в торговле между Россией и Украиной.

Особенность ювелирного искусства Москвы и Санкт-Петербурга в ХVIII в. – начало расцвета русского портрета. В начале столеьтия это были миниатюрные портреты на эмали: Петра I, Екатерины I, Меньшикова и др. Интересно отметиь, что портрет Петра I в золотой оправе с драгоценными камнями («царская персона») служил самой почетной наградой за заслуги, его носили наподобие ордена на груди.

Рис.3.31. Элементы ювелирных изделий. Серебро. (Россия)

Со второго десятилетия ХVIII в. зарождается новый стиль – русский классицизм. Этот стиль выражал стремление к эстетическим идеалам в форме образов античной классики. Боги, богини, амуры, корзины с цветами и др. выполнялись на посуде и украшениях или в обрамлении грациозных завитков рококо или среди легких тонких гирлянд из листьев. Мотивы рококо можно было наблюдать и на литых изделиях, например, на серебряной миске, изготовленной в 1764 г. (рис.2.32.).

Рис.2.32. Литая посуда. Серебро (Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: