Дизайн в Италии

В отличии ряда стран Европы и США, в Италии нет школы или музея дизайна, а их роль выполняют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абитаре», «Интерни» и др. Однако достижения итальянских дизайнеров и особенно в сфере промышленного дизайна весьма значительны. Например, еще в 1935 г.в Италии инженерами фирмы «Оливетти» разработана портативная пишущая машинка (рис.2.23), которая по своим габаритам и форме существенно отличалась от аналогов конца ХIХ века.

Рис. 2.23 Пишущие машинки конца ХIХ века и машинка итальянской фирмы «Оливетти», 1935 г.

В послевоенный период уже в 1946 г. дизайнер-конструктор вертолетов спроектировал мотороллер, который он назвал «стул на колесах». Мотороллер имел объем двигателя 98 см3, развивал скорость до 50 км/час и получил название «Веспа» («Оса»). Справа и слева от заднего колеса были расположены каплеобразные отсеки придававшие форме машины нечто «осиное». Этот мотороллер выпускался в нем кольких модификациях до 1987 г., а уже к 1960 г. с конвейера сошел его миллионный экземпляр. Одной из реклам этого мотороллера стало использование его в фильме «Римские каникулы» с участием Григори Пека и Одри Хепберн в 1953 г. (рис.2.24)

Рис.2.24. Григори Пек и Олдри Хепберн на мотороллере «Веспа», 1953 г.

В СССР этот же мотороллер был изготовлен под названием «Вятка», а в 1990 г. японская фирма «Судзуки» взяла за образец для своего мотороллера в виде ретромодификации. В Италии еще в начале 90-х годов стал разрабатываться малолитражный автомобиль, который в 1950 г. стал массовым под брендом «Тополино» («Мышонок»). Конструктор двухместного «Фиата Тополино» был Данте Джакоза, который в 1957 г. послужил прототипом нового серийного автомобиля «Фиат Нуова 500» (рис.2.25).

Рис.2.25. Автомобиль «Фиат Нуова 500», Д. Джакоза, Италия, 1957 г.

Одним из вариантов легкового автомобиля «Фиат Нуова 500» стал украинский «Запорожец», ап модели «Фиат-124» - советский ВАЗ первой модели.

Дизайнер Джурджаро в 1976-1977 г. разработал образно-композицион-ные и компоновочные решения автомобиля «Фиат-Панда» (рис. 2.26). Машина имеет вместительный двухобъемный кузов с выразительной и стремительной формой.

Рис. 2.26. Аксометрический вид в разрезе автомобиля «Фиат-Панда». Дж. Джуджаро, 1976-1977 г.

Эта машина освоена в массовом производстве в ХХ в., а после модификации ее выпуск продолжился и в ХХІ веке.

Итальянская дизайн-студия «Пининфарина» в 1950 году выполнила несколько перспективных проектов кузовов автомобиля по типу вагонной компановки со стремительными обводами и лобовыми стеклами, напоминавшими фонари самолетов-истребителей. Эти кузова во второй половине ХХ века использовали автомобильные фирмы «Альфа-Ромео», «Феррари», «Пежо». С 1980 г. студия «Пининфарина» проектирует кузова и для американской компании «Дженерал моторс».

В 1960 г. Марко Занузо разработал компактный телефонный аппарат. Для этого микросхему, наборный диск и динамики он разместил внутри трубки, а две детали телефона- постамент с наборным диском и телефонную трубку – объеденил в одну складную форму.

Дизайнер Беллини предложил новые формы для регистрационных кассовых аппаратов, а также в 1966 г. разработал перспективную модель компьютера «Оливетти». В 1970 г. по заказу японской фирмы «Ямаха» он проектирует деку для магнитофона в модном в тот период «рубленом стиле».

Дизайнер Марио де Лукка в 1980 г. разработал оригинальный проект внешнего вида и компановки телевизора (рис.2.27).

В период 1960-1970 гг. в итальянском дизайне получают развитие авангардные тенденции в создании предметов быта. Например, Пьеро Гати разработал кресло, напоминающее грушу, которое состояло из кожанного мешка и наполнителя, который принимает форму тела. Дизайнер Эторе Соммсас в 1969 г. разработал пишущую машинку «Валентино», рассчитанную на студентов и учащихся старших классов. Машинка была пластмассовой, ярко красной и выдвигалась из футляра-контейнера как из пенала.

Рис.2.27.Телевизор, дизайнер Мариоде Лукка, 1980 г.

2.3. Дизайн ювелирных изделий из художественного металла в Российской империи в ХVII – ХVIII вв.

Большинство земель Киевской Руси к ХVIII в.вошло в состав Российской империи, поэтому рассмотрим некоторые результаты творческой художественной деятельности на примере ювелирных изделий и изделий из различных сплавов в России в период ХVII – ХVIII вв.

Произведени русского ювелирного искусства из золота и серебра, отно

сящиеся к ХVII – ХVIII вв., можно условно разделить на три группы: посуда, церковная утварь, украшения. [3]. В период ХV– ХVIII вв. с изменением жиззненного уклада и экономических условий возникали, получали распространение и исчезали самые разные формы и предметы из драгоценных металлов. Если с ХV по ХVII в. русские ювелирные изделия были достаточно самобытны, особенно в формах посуды, то уже ХVIII в. они мало чем отличались от принятых в странах Западной Европы. Это явление было обусловлено расширением культурных и экономических связей между Европой и Россией в период царствования Петра I и Екатерины II. Например, первый столовый сервиз из серебра был сделан в России по заказу Петра I в 1711 г. Именно в период его правления комнаты бояр и дворян стали украшаться вазами, канделябрами, статуэтками и люстрами. Однако, наряду с влиянием на русское ювелирное искусство европейских мастеров, национальные черты еще долго сохраняются при выполнении изделий в таких культурно-исторических центрах, как Новгород, Москва, Ярославль и др. Для изучения русского прикладного искусства из металла (золото, серебро и их сплавы) необходимо знать название и назначение старинных предметов утвари и украшений.

Топологический словарь славянских золотых и серебряных изделий

Больше всего по массе литых и чеканных ювелирных изделий в середине века, в том числе и древней Руси, выполнялись для приема пищи и убранства стола: блюда, бокалы, кубки и др.

Блюдо в зависимости от назначения имело у славян различную форму, размер и назначение по виду кушаний. Например, в духовной грамоте Дмитрия Ивановича, написанной в начале ХVI в. перечисляются свыше 135 серебряных блюд различного назначения: «гусиных», «лебяжьих», гладких, с украшениями и др. [4]. В ХVII в. серебряные блюда делали почти всегда круглыми, гладкими, с широким бортом, украшенными драгоценными камнями или с надпиью

Бокал – сосуд для питья вина в форме большой и высокой рюмки. Использовался в России с ХVIII в.

Братина – сосуд для питья, имевший почти шарообразную форму, на небольшом поддоне и иногда с конусообразной крышкой. На венце братины почти всегда помещалась полоска с надписью. Надпись могла быть резная, из эмали, а не серебре – черновая. Ее текск сообщал имя владельца братины или содержал нравоучение. Упоминание об этом типе сосуда имеется в летописях ХVI в., а дошедшие до нас экземпляры относятся к ХVII в.

Бульотка – чайник для кипятка на подставке и подогрева. Их начали делать в ХVIIIв. И они являлись частью чайного серебрянного сервиза.

Вилка столовая в ХVII в. в начале ХVIII в. была с двумя зубьями. В конце ХVIII в. вилку стали делать с тремя зубьями, а с четырьмя – только с ХIХ в.

Воронок – сосуд для хранения напитков в форме кувшина на подставке с плокой крышкой. Был в обиходе в ХVI – ХVII вв.

Ендова – сосуд по форме большой братины с новиком на верхнем краю.

Ковш – сосуд для питья, обычно низкий, овальный или круглый. Первое упоминание о золотом ковше относится к Х IV в. В конце ХVIII в.ковши стали декорировать фигурками птиц, животных и людей. Одна из характерных декораций ковша в конце ХVIII в. – литые орлы, держащие в клюве веткуветку или венок.

Корчик – небольшой ковш, приподнятый на поддон овальной формы с припаянной литой колокообразной ручкой.

Кубок – сосуд для вина. Имел самую разнообразную форму – стаканы, братины, тыквы и др. Кубок часто имел крышку. До ХVII в. в России кубки были привозные, в ХVII в. делались для царского двора единолично, а в ХVIII в. изготовлялись в большом количестве для знати, дворян и купцов.

Ложка столовая русской работы сохранилась, начиная с ХVIII в. В Украине в ХVII- ХVIII вв. ложки часто украшали гербом или инициалами владельца. В зависимости от назначения или вмда пищи (уха, десерт и др.) ложки имели несколько десятков видов и форм.

Нож столовый в ХVII и начале ХVIII вв. имел ручку (черен) почти цилиндрической формы, а лезвие в виде прямоугольной полосы с косым срезом на конце.

Самовар – сосуд для нагрева воды, который разогревался изнутри горячими древесными углями посредством внутренней трубы. Бытует в России со второй трети ХVIII в., когда чай вошел в употребление как напиток.

Сервиз – комплект посуды, рассчитанный на определенное число членов семьи или гостей и состоящий из предметов, связанных между собой как утилитарным, так и единым худоржественным оформлением. Бытует в России с ХVIII в. Первый сервиз из серебра, включающий 1041 предмет, был заказан империатрицей Екатериной II во Франции и подарен графу Орлову («Орловский сервиз»).

Став – футляр для хранения ножей и вилок (конец ХVII в.).Имел цилиндрическую форму с расширением кверху.

Стакан – в ХVII в. был с гладкими стенками и раструбом кверху. В ХVIII в. приобрел почти цилиндрическую форму.

Стопа – сосуд для питья в форме большого стакана на поддоне, иногда с крышкой (конец ХVII в.).

Судок столовый – подставка с сосудами в виде флаконов для масла, уксуса, перца и горчицы.

Тарелка до ХVIII в. была осязательной частью парадных сервизов из золота или серебра, с ХIХ в. вытеснена фарфоровой посудой.

Чара – сосуд для питья, низкий, круглый без поддона, иногда с плоской ручкой. В ХVIII в. чары часто делали литыми с ручкой в виде двуглавого орла или двумя ручками.

Однако наибольший интерес представляют типичные предметы личного обихода или церковного назначения, которые одновременно являлись и украшениями. Если металлическая посуда из драгоценных металлов была вытеснена фарфором и фаянсом в ХIХ в. из обихода, то украшения из золота, серебра с драгоценными камнями, рельефои или без них (гладкие, фасонные, с узором, фигурками, чеканкой и др.)остались в моде и в ХХ в. Причем особую ценность имеют украшения «под старину» с полным воспроизведением как металлической основы, камней, так и формы предмета до мельчайших деталей. Основными потребителями личных украшений, как и в средние века, так и в настоящее время являются женщины. Поэтому следует более подробно рассмотреть старинные украшения, которые составляли предметы женского туалета из драгоценных металлов и камней.

Браслет – украшение, носимое главным образом на запястье. Материалом для его изготовления служили и продолжают служить золото и серебро в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. В ХVII - ХVIII вв. наиболее типичная форма браслетов – в виде жгута, цепочки или ряда цепочек, одной или нескольких переплетающихся змеек.

Височное кольцо прикрепляли к головному убору. Бытовало повсеместно у славян еще со времен Киевской Руси. Наиболее типичные виды височных колей: из трех бусин гладкой или ажурной формы, трех- или семилопастные из листочков золота.

Дукач – народное женское украшение в Украине с ХVIII в. Имеет происхождение от названия старинной серебряной, а затем золотой монеты весом 3,4 г, которую выпускали в Венеции еще в 1140 г. При чеканке в Западной Европе дукат иногда именовался цехин или флорин, а в допетровской России назывался червонцем. Дукач подвешивался как к головному убору, так и к брошам.

Застежка – приспособление для затегивания одежды в виде двух небольших бляшек, одна из которых имела петлю, другая – крючок. Бытовала в России с ХVIII в. В Украине застежки имели форму раковин или двух фигурок львов, между которыми подвешивалась небольшая золотая или серебряная цепочка.

Колты – древнерусские височные украшения, бытовали с Х - ХII вв., изготавливались из золота и серебра. Подвешивались к головному убору. Колты делали круглыми, фасонными, полыми внутри и с вырезом вверху (рис. 2..29).

Рис. 2.29. Колты. Золото. Серебро. (Россия)

Серьги – курашения, известные с древнейших времен. Наиболее интересные формы появились в ХVI - ХVII вв., так как серьги более раннего периода имели толстые мочки и подвешивались не к ушам, а к женским головным уборам. В ХVI в. характерной формой серьги «голубицы», которые по силуэту напоминали двух птиц, обращенных друг к другу. С конца ХVIII в. серьги стали украшать подвескми, драгоценными камнями или жемчугом (рис.2.29).

Цепочки, как украшения широко распространились с ХVII в. Первые из них были в виде плоских лент или из ткани со звеньями в форме завитков. Затем наиболее распространенный вид цепей стал «кольчатый», т.е. из звеньев в форме колец. Сами кольца могли быть круглыми, овальными, гранеными, ребристыми, витыми, плоскими или плетеными. Цепочки носили поверх одежды на груди для подвески крестов, образов, медальонов и др.

Кольца также являются древнейшим видом украшений. Их носили на пальцах рук. Художественные кольца из золота и серебра (или рерстни) стали делать уже с IХ в. Кольцо обычно состояло из ободка и щитка, который был самой разнообразной формы: круглой, овальной, прямоугольной, фигурной. Кольцо с драгоценным камнем называли «перстень». На гладких золотых и серебрянных кольцах, которые не имели украшений, например камней, часто вырезали имя владельца. Например, на женском кольце – имя жениха, на мужском – невесты, а также дату свадьбы.

Другим крупным потребителем ювелирных изделий в средние века была церковь, так как предметы ее обихода, как правило, были выполнены с большим художественным вкусом, отражающим религиозную символику по установившимся канонам христианства. Материалом изделий служило не только золото и серебро, но и золоченая бронза. Ниже приводится основная номенклатура предметов, используемых в церковных обрядах с древнейших времен и изготовленных методом литья по выплавляемым моделям, чеканкой, ковкой, выдавливанием и другими приемами по обработке исходного металла.

Сион или Иерусалим – закрытый ковчег, увенчанный крестом, выполнялся в форме Храма.

Яйцо – символ, связанный с праздником Пасхи (воскресение Христа) и новой жизни. Ювелиры часто делали их полыми из золота и серебра с украшением из драгоценных камней. Внутри такого яцйа часто был «сюрприз», в форме какого-либо высокохудожественного изделия оригинальной формы. Самыми известными в мире произведениями в этой манере являются изделия К. Фаберже, работающего в России в середине ХIХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: