Категории композиции

Основы композиции в промышленном дизайне

Тема № 7

Выводы

Единство характера всех элементов формы

Необходимо посмотреть на форму и с точки зрения единства ее характера. Это особенно относится к формам, сложным в объемно-пространственном отношении.

Этот пункт анализа тоже, в основном, связан с общим художественно-профессиональным уровнем анализирующего. Он требует глубокого понимания и чувства формы, ее стилевой характеристики.

Более подробно вопросы композиции в промышленном дизайне будут рассмотрены в отдельной лекции.

1. На форму изделия в целом и отдельных его частей определяющим образом влияет его назначение и комплекс функциональных условий связанных с взаимодействием человека с изделием: работой, обслуживанием или иным использованием.

2. Простые изделия имеют открытую, а сложные закрытую конструкцию, при этом форма промышленных изделий преимущественно обособленная с четко ограниченная.

3. Влияние конструктора и дизайнера на форму сложных изделий выражается в выборе общей конструктивной схемы, использование известного или нового технического решения, выборе материала, использованных элементов и проектирования со стандартизированными или новыми узлами изделия.

4. Функциональные требования к изделию для последующего выявления формы и композиции сложного изделия выявляются в процессе художественно-конструкторского анализа с учетом заданных технических или потребительских характеристик изделия.

Литература

1. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий.ю М.: Машиностроение, - 1967. – 253 с.

2. Васин С.А., Талащук А.Ю., Бандорин В.Г., Гробовенко Ю.А., Морозова Л.А., Редько В.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, - 2004. – 692 с.

Композиция в промышленном дизайне – это закономерности в художественно-техническом проектировании изделия, обусловленные его назначением, элементами и функциями для достижения их гармоничного единства и восприятия образа изделия [1,2].

При проектировании изделия дизайнер имеет дело с предметами, части которых определенным образом соотносятся между собой, а форма изделия так или иначе соотносится с пространством, поэтому в отношении любой формы можно говорить о двух компонентах структуры – объеме и пространстве.

Для промышленных объектов можно наметить пять основных типов объемно-пространственной структуры.

1. Композиции, имеющие целостный объем, без развитого внутреннего

пространства. Множество промышленных изделий имеют цельный объем и сравнительно неразвитое внутреннее пространство; посуда, инструменты, сосуды или емкости, целый ряд бытовых предметов.

2. Изделия, которые представляют собой цельный объем и имеют внутре-

ннее пространство, не функционирующее непосредственно с человеком. Например, оборудование и приборы, внутри которых находится какая-то «начинка», связанная с электроникой, с электротехникой, с теплотехникой и т.д. Это один из довольно распространенных типов структуры промышленных изделий. В таких изделиях с точки зрения композиции представляет интерес, прежде всего решение основного объема, хотя там есть и внутреннее пространство. Но это пространство представляет для дизайнера интерес только с точки зрения того, как оно определяет общий характер и габариты внешней формы.

3. Изделия с объемно-пространственной структурой, имеющей развитый

объем и внутреннее пространство, которым человек может пользоваться непосредственно. Например, любой вид транспорта или кабины управления, каким либо оборудованием в виде технологической линии.

4. Композиции, имеющие постоянные внутренние и изменяющие внеш-

ние объемы. Это, как правило, какие-то механизмы, например, дорожные или строительные машины, у которых внешний объем в процессе работы может меняться.

5. Композиции, имеющие только внутреннее пространство, например, от-

дельные помещения жилых, производственных или общественных зданий. Дизайнер, решая эти композиции, не может не думать о всем здании в целом, но целью его работы является все же отдельно взятое внутреннее пространство одного или нескольких помещений.

Кроме названных типов объемно-пространственной структуры могут

быть и смешанные типы композиций.

Образование той или иной объемно-пространственной структуры зависит от конструкции, основной функции изделия, его связей с человеком и средой, свойств материалов и других факторов, поэтому правильное построение этой структуры является важнейшей задачей и определяется уже в самом начале проектирования.

Как только начинается компоновка изделия, т.е. размещение и взаимоувязка основных его элементов, тут же начинается и рождение соответствующей объемно-пространственной структуры, ее типа и характера. В объемно-пространственной структуре сразу же должен выразиться, таким образом, весь комплекс связей содержания изделия, получаемого в процессе анализа формообразующих факторов. И соответственно с этим становится ясным, какие общие требования можно предъявить к вновь образуемой объемно-пространственной структуре. Любая объемно-пространственная структура, над которой работает дизайнер, должна обладать рядом постоянных качеств: она должна быть целесообразной и совершенной с точки зрения функционирования; в ней уже должны быть заложены будущие удобства пользования вещью; должны учитываться вопросы экономики и требования, связанные с формальным решением и с эстетикой в целом. Уже на стадии решения объемно-пространственной структуры должна зарождаться гармония между содержанием и формой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: