Средства композиции

После нахождения объемно-пространственной структуры изделия и выявленная ее характера в соответствии с определенным функциональным назначением и используемой для этого конструкцией, после уточнения того, как работают материалы и конструкции и как это отражается в пластике формы изделия, начинается работа над ее гармонизацией. На этом этапе основными являются так называемые средства гармонизации (или средства соразмерности, поскольку формообразующие средства композиции – объемно-пространственная и тектоническая организация формы – также служат целям гармонизации), общие для всех видов художественного творчества. К ним в частности, относятся средства основанные на выборе пропорций изделия.

Сам факт наличия большого количества композиционных средств, которыми может распоряжаться дизайнер, предполагает необходимость знать закономерности композиционной работы в дизайне и уметь ими пользоваться, необходимость реально ощущать место и значение каждой из этих закономерностей, каждого из этих средств композиции.

При выборе метро-ритмического соотношения наиболее простым типом является метрический повтор, как неоднократное повторение какого либо элемента при одинаковом интервале. Для промышленных изделий наиболее важным в создании композиции являются пропорции и пропорционирование объекта. Пропорционирование – это использование с целью получения искомой целостности изделия, закономерных соотношений различных величин или частей предмета между собой.

Пропорция означает соразмерность, определенное соотношение отдельных частей и предметов между собой. Размерные отношения элементов формы изделия служат той основой, на которой строится вся композиция.

В математической пропорции А:В=С:Д=…+К каждый из членов тесно связан определенными соотношениями с остальными. Отсюда и возникает строгая согласованность входящих в пропорцию отдельных членов, возникает их взаимосвязь и их взаимообусловленность. И это обстоятельство широко используется не только в архитектуре и дизайне, но и во всех видах художественной деятельности, в которых так или иначе можно вести речь о соотношении каких-то элементов, соотношения каких-то линейных или объемных величин [2].

Из математики известно, что если взять две подобные фигуры, то соотношение аналогичных элементов в этих фигурах дает пропорциональный ряд (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Построение подобных элементов в геометрической фигуре.

Когда говорят о пропорциях применительно к художественной деятельности, то имеют в виду прежде всего сопоставление вертикальных и горизонтальных элементов в пределах определенной плоскости. Сложный предмет обычно заключают в какую-то простую фигуру-схему, скажем параллелепипед, основные линейные величины которого и должны соотноситься, создавать какой-то определённый пропорциональный ряд. В этом и заключается их соразмерность.

Сочетание различных геометрически подобных элементов даёт различные виды пропорциональных отношений арифметических (типа Н2 – Н1 = Н3 – Н2) или геометрических (рис.7.10).

а) б)

Рис 7.10. Арифметические (а) и геометрические (б) пропорции.

Дизайнеру необходимо не только знать принципы построения пропорций, но и уметь правильно использовать их для гармонизации формы предмета. Использование пропорциональных соотношений является очень сильным средством для получения целостной формы, так как создает твердую соразмерность отдельных линейных и объемных частей изделия. Но пропорциональность служит и решению главных, функциональных задач. Простой пример – стол. Если это стол, за которым сидят со всех сторон, то наверное, удобнее всего квадрат. Если это письменный стол, за которым сидит один человек, то квадратная форма вряд ли целесообразна, то есть пропорции этого стола связаны с его функцией.

Можно выделить два приема пропорционирования промышленных изделий: соподчинение и расчленение (рис. 7.11).

Рис. 7.11. Приемы пропорционирования: а –соподчинение;

б - расчленение.

Соподчинение используется тогда, когда к какому-то элементу пристраивается другой, который находится в смысле соразмерности и подчинении к этому основному элементу. Расчленение используется тогда, когда имеется какой-то объект (самый простой случай – прямоугольник) и эту основную форму или плоскость надо разбить на более мелкие элементы.

В дизайне основным является прием расчленения, потому, что дизайнер имеет дело обычно сначала с общими габаритами вещи и уже внутри них ищет соотношение отдельных элементов между собой.

Однако, соблюдение пропорций еще не гарантирует качества композиции. Важно найти гармоническое согласование, связи пропорционирования с другими средствами композиции.

Пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние на композицию, так как соподчинение элементов формы во многом зависит от размерных отношений. Так, пропорции выражают связи формы и конструкции, т.е. обусловливают тектонику и характер объемно-пространственной структуры. С пропорциями связаны такие важнейшие качества, как статичность и динамичность формы, ее зрительная устойчивость.

Условным достижением гармоничности композиции, является нахождение масштабности.

Под масштабностью изделия понимается соразмерность или относительное соответствие формы предмета размерам человека, соответствие размеров предмета действительно необходимым.

Масштабом характеризуется любой предмет или изделие, но не каждый может быть масштабом. Дизайнеру масштаб нужен для того, чтобы сделать вещь соразмерной человеку и окружающей среде.

Ощущения масштаба связаны с представлениями о целесообразности и удобстве пользования изделием. Выявление масштабности обусловливается соответствием формы предмета его назначению, конструкции, материалам, а также правильным использованием других средств гармонизации, в первую очередь пропорционирования.

Важную роль в композиции играет выбор цвета и колористика изделия, однако ввиду объемности этих понятий из рассмотрению посвящена отдельная лекция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: