double arrow

Симметрия, асимметрия в композиции

Симметрия и асимметрия - два противоположных мето­да организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение рав­ных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зер­кальным отражением другой. На чертежах плоскость симмет­рии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диа­гонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, уси­ливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции за­ключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию назы­вают дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, соз­дает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональ­ною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочета­ния элементов и поэтому всегда индивидуальна .

Рисунок 22 - Симметрия, асимметрия

Рисунок 23- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24 - Симметрия, асимметрия

Рисунок 24 - Симметрия, асимметрия

Рисунок 25 - Симметрия, асимметрия

Рисунок 26 - Симметрия, асимметрия

Рисунок 27 - Рисунок в технике - гризайль

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.

Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.

Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.

Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.

ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.

Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.

Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.

Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Нюанс - контраст

Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.

Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.

Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика

Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.

Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.

Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия.

Расположение элементов композиции вокруг главной оси.

Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – Ритм

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.

Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.

В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.

Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.

Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.

Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»

Алгоритм выполнения курсового проекта:

1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.

2. Изучение материала, осмысление, систематизирование

3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью

4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики

5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;

6. Каждый эскиз поясняется текстом

7. Подготовить планшет,(40х60 ). Натянуть бумагу - ГОСТзнак

8. Провести компоновку на планшете

9. Выполнить проект на планшете

10. Пояснительная записка

· Титульный лист

· Введение - краткое изложение поставленных целей и задач;

· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров

· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью

· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике

· Заключение – достигнуты ли поставленные цели

· Глоссарий

· Список литературы

Перечень изображений, размещаемых на формате:

1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата

2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения

3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции

4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности

5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики

6. Выполнение копии изображения в технике гризайль

Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.

1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;

2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;

3. Анализ и систематизация собранного материала;

4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;

5. Разработка цветового решения в композиции;

6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;

7. Защита курсового проекта.

РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.

Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.

Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.

АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.

РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины

Рисунок 28 - Фактуры камня, дерева, воды

РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.

Рисунок 29 - Пример цветовой палитры

Рисунок 30 - Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленных композициях.

ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.

Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.

ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.

Алгоритм защиты курсового проекта:

1. Название темы курсового проекта;

2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;

3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;

4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;

5. Описание объемно-планировочного решения;

6. Описание цветового, светового и пр. решения;

7. Заключение

ЗНАТЬ:

- основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;

- законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;

- средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;

- виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная

- знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;

- знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;

УМЕТЬ:

- разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;

- использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

- разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;

- применять полученные знания композиционных закономерностей

при создании композиции

- выполнять поисковые эскизы композиционных решений

- создавать художественный визуальный образ

ВЛАДЕТЬ:

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

- владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

- владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

- разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

- возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

- разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С,Ф, Бойцов

2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1

3. С,И,Борисов

4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»

5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»

6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2

7. Волкотруб И.О.

8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»


Сейчас читают про: