Тема 6.3. Цветовая композиция плаката

Цель урока: познакомить студентов с понятием плаката, его содержанием, цветовым решением.

План урока:

1. Плакат и его основные черты.

2. Контрасты в плакатной композиции.

3. Цветовое решение плакатной композиции.

Студент должен:

знать: контрастное и цветовое решение плакатной композиции.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Плакат — графическое изображение в два или несколько цветов, рассчитанное на мгновенное восприятие зрителем. Основными чертами плаката являются: четкость и лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст, связанный с изображением. Искусство плаката имеет особенности, которые присущи графике вообще. Так, в плакате, как и в гравюре, черная краска и белая бумага служат изображениями света и тени, причем без перехода в полутени, без рефлексов и «живописности». В графике, и в частности в плакате, очень часто объекты изображаются плоскостно, в одну силу тона. При этом большую роль играют контрасты черного и белого, а также линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы. Например, в плакате Д. Моора «Красный подарок белому пану» рабочий и красноармеец, несущие снаряд, изображены одним красным цветом в одну силу тона, т. е. плоскостно, однако воспринимаются они стереоскопично. Этого художник достиг линейной обрисовкой больших и малых объемов. Так, линии, изображающие поперечные окружности на снаряде, выявляют его объемную форму. Кроме того, впечатление объемности усиливается белыми бликами на красном.

2. В плакатной композиции со всей очевидностью выполняют свою роль контрасты, в первую очередь цветовые, контрасты малого и большого, вплоть до преувеличения (или преуменьшения) малой формы. Нередко в плакате нарушается единство времени, смещаются пространственные планы. И чтобы достичь действенности образа, необходимо найти соответствующую убедительную художественную форму. Условность в плакате подразумевает использование изобразительной метафоры, гиперболы, аллегории, утрировку размеров, движений. Для плаката характерны контрасты силуэтные, тоновые, а также контрасты величин и форм. В плакате Д. Моора «Помоги!» контрасты темного и светлого увеличивают силу эмоционального воздействия композиции, приковывают внимание зрителя, увидевшего плакат еще издалека. В «Красном подарке белому пану» в качестве главных контрастов использованы черный фон, красные фигуры и белые блики на красном снаряде. Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание. В плакатном рисунке обращается особое внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали. В то же время плакату свойственны предельная степень обобщения, лаконичность изображения типического, обнажающего сущность предмета.

3. Образ мощной Красной Армии остро воспринимается потому, что красный цвет доминирует в плакате. Наличие ведущего цвета — одна из особенностей плакатного искусства, связанная с проявлением закона целостности. Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или два-три цвета (редко больше) одной силы тона. Оперируя этими скромными возможностями (по сравнению с многокрасочной палитрой живописца), художник создает особый колорит, свой почерк, отмечаемый зрителем во многих произведениях данного плакатиста. На восприятие сюжета, живописной картины и оценку мастерства ее исполнителя затрачивается сравнительно много времени. Это отчасти объясняется тем, что живописец дает больше деталей, чем плакатист. Кроме того, структура колорита живописного произведения включает в себя цветовые и тональные отношения, игру светотени, полутона, рефлексы, блики. В этом разнообразии изобразительных средств свое место занимают фактура материала, способ наложения красок, мазки кисти. Художник-плакатист же освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. По умению ясно выражать содержание столь на первый взгляд ограниченными средствами можно судить о мастерстве плакатиста. Он как бы сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну краску и белый цвет бумаги. В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета и условным символам, давно сложившимся общепризнанным обозначениям какого-либо понятия, явления, идеи. Символика цвета основывается на его способности вызывать определенные эмоции у зрителя. (В дизайне и декоративно-прикладном искусстве воздействие цвета самого по себе рассматривается с иных позиций.). Кроме того, цвет обладает способностью к передаче впечатления весомости предмета. Поэтому не стоит изображать паровоз легковесно-светлыми красками. Иначе говоря, средствами колорита художник может добиться равновесия композиции при наличии в ней разновесомых компонентов. В цветовое равновесие плакатной композиции включается и размер, расположение и рисунок шрифта. Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным при всей лаконичности формальных средств. Художник-плакатист должен активно изучать окружающую действительность, быть в курсе всех актуальных событий современности. Обогащенный интересным и разнообразным материалом, он сможет по-своему использовать уже известные, оправдавшие себя изобразительные правила и приемы и в конце концов сформировать свой собственный почерк, свое оригинальное творческое лицо.

Вопросы для повторения:

1. Что такое плакат?

2. Назовите его основные черты?

3. Какую роль выполняют контрасты в плакатной композиции?

4. Какое значение имеет цвет в плакате?

Литература:

1. Ерошкин В. Промграфика / В. Ерошкин – Омск: ОГИЗ, 1998.

2. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. – Москва: Д. Миронов, 2000. – 106 с.

3. Кондратьева К. А. Цвет в художественном конструировании / К. А. Кондратьева. – Москва: МВХПУ, 1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: