double arrow

Основы композиции


II. Проектно композиционный раздел

Слово композиция - происходит от латинского «compositio», что означает – сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определённым образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идёт о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементам. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

Композиция обеспечивает логическое и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и дела доходчивым содержанием.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения, таким образом, и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмыслённый в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы.

Формы и содержание в произведении представляют собой диалектическое единство, рождённое в борьбе, в преодолении материла. Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т.е. в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, имея возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строиться форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции.

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла,(цели, идеи). По определению Н.Волкова «композиция – конструкция для смысла». Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами- отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряжённость,- они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации,- будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.

В картине может преобладать или образно - сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, и закономерности её построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

Характерным признаком композиционного построения является то, что он всегда развивается в определённых границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями ( формой, размером и формата листа). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого.

Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определённую форму и подчинённой ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между её элементами. Эти композиционные узлы и нити держат её изнутри в пространственно временных границ.

Единство и цельность – важнейший признак композиции. В законченной композиции всё взаимосвязано и всё подчинено единой цели, идеи, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно – образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы. Гармония целого - необходимое условие композиционного построения, важный его признак.

В качестве композиционной идеи была выбрана шкатулка, которая выполнена по мотивам картин Альфонса Мухи, т.е. шкатулка будет в ярких цветах золотого и зелёного. На охристом цвете шкатулки идёт орнамент из паеток в виде плавных закрученных линий, которые напоминают рисунок стиля модерн. Данный орнамент был выбран в силу того, что он наиболее характерен для заданного стиля, очень позитивен и является источником хорошего настроения. Подобный рисунок¸ включающий плавные пересекающиеся линии, в крапление придаёт композиции единое законченное решение.

Данная композиция органично вписывается в силуэт шкатулки, подчёркивает её линии и контур шкатулки является обрамлением нанесенного рисунка. Графичность и силуэтность рисунка не перегружает композиционное решение, придаёт ему лёгкость и движение линий.


Сейчас читают про: