Материалы и функции упаковок

Конструкция и дизайн упаковки пищевых продуктов

Тема № 13

Выводы

1. В компьютерном дизайн-проектировании используются растровая и векторная графики, совмещение элементов в растровой и векторной графике и трехмерная графика (3D-графика).

2. Компьютерная техника для дизайнера базируется на использовании двух ее направлений, реализованных на компьютере Macintosh IBM PC. Ее переферийное оборудование включает принтеры, графопостроители, сканеры и манипуляторы: мышь, трекбол, графический планшет, джостик.

3. Среди дизайнеров наиболее популярны компьютерные программы Adobe InDesign, Macromedia Free Hand, Microsoft Photo Draw, Adobe Photoshop 6.0, Corel Photo-Paint. Например программа Photo-Paint обладает полным набором традиционных элементов рисования и позволяет использовать широкий спектр компьютерных изобразительных средств и приемов, а программа Quark Wrapture предназначена для допечатной подготовки упаковочной продукции.

4. Для автоматизированного проектирования и художественного конструирования машинотехнической продукции широко используется программа Auto CAD. Приведен пример использования САПР в проектировании зерноперерабатывающего вальцового станка.

Литература

1. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорие, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозова, В.А.Редько под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. М.: Машиностроение-1, - 2004. – 692 с.

2. Курушин В.Д. Дизайн и реклама. М.: ДМК Пресс, - 2006. -272 с.

3. Глебов Л.А., Демский А.Б., Веденьев В.Ф., Яблоков А.Е. Технологическое оборудование и поточные линии предприятий по переработке зерна. М.: ДеЛи принт, - 2010, - 695 с.

В первом «Толковом словаре русского языка» собранного в 4-х томах и опубликованного в середине ХIХ в. русским академиком и лексикографом В.И. Далем, понятие «упаковка» трактуется как «укладывать вещи для отсылки, закладывать и складывать в ящики, бочки, тюки». В середине ХХ в. в странах с рыночной экономикой понятие упаковка приобрело иное смысловое звучание как та или иная конструкция в виде емкости для упаковки, хранения и транспортировки товаров и стало синонимом понятия «тара» (tаrа, итал. от араб.). Произошло изменение не только значения слова, но и существенное расширение конструкции, материала, форм и вида упаковок, а также ее функций.

Как и в ХIХ в. функцией упаковки в ХХI в. остается защита товара, находящегося внутри упаковки, например пищевых продуктов, от порчи при транспортировки, перегрузки или хранении в течении гарантийного срока.

Поэтому конструкция упаковки, включая ее материал, должна гарантировать заданные показатели ее технических характеристик, обеспечивающих сохранность качества упакованного товара.

Упаковка должна выдержать все вероятные экстремальные условия транспортировки, возникающие перегрузки, т.е. отвечать определенным условиям прочности. Так, например, упаковка, а особенно тара для ее перевозки, рассчитанная на погрузочно-разгрузочные операции силами одного человека, должна выдерживать нагрузки, возникающие при падении упакованного места с высоты 90 см, с уровня пояса человека или уровня откидного места грузового автомобиля.

Упаковка предохраняет товар не только от механических повреждений, но и от проникновения влаги и нежелательного влияния солнечных лучей или яркого света и особенно на пищевые продукты (молоко, напитки, виноградные вина и др.). Материал пищевой упаковки должен быть инертен к продукту, так как многие пищевые среды имеют повышенную кислотность либо щелочность, способствующих ускоренному разрушению упаковки и попаданию продуктов реакции в продукт, а затем и в пищу потребителя. На период 2009 г. распределение мирового объема продаж упаковок из различных видов материалов для всех видов товаров (твердых, пастообразных, жидких) составило:

- бумага и картон ~ 215 млрд $;

- твердые пластики ~ 110 млрд $;

- гибкие пластики ~ 60 млрд $;

- металл ~ 75 млрд $;

- стекло ~ 30 млрд $;

- прочие ~ 28 млрд $.

Таким образом основным материалом для упаковок являются бумага и картон.

В пищевой промышленности распределение материалов на упаковки несколько иное. Например, на гибкую упаковку из пластмассы приходится ~ 43 %, а на жесткую ~ 9 %, упаковки из картона занимают ~ 30 %, а из стекла (бутылки и банки различной емкости) ~ 14 % [1]. Широкое применение гибкой упаковки обусловлено тем, что этот материал, например в виде пленок, позволяет упаковывать продукты любой формы для розничной торговли. Кроме того, прозрачные пленки, например целлофан, повышают привлекательность продукта для потенциального покупателя. Высокий спрос на упаковки из бумаги и картона обусловлен функциональной возможностью утилизации с целью повторного использования. Для упаковок из пластмасс проблема утилизации в промышленно развитых странах решается частично, либо запретами на применение тех или иных видов пластмасс. В странах СНГ практическое решение указанной проблемы находится в зачаточном состоянии, а упаковки как из пластмассы, так и из стекла почти 100 % вывозится на свалки. Поэтому материал упаковки должен быть экологичен не только по отношению к продукту, но и при его утилизации как и продукты утилизации упаковки.

В отличие от ХIХ в., в ХХI в. в тысячи раз увеличились не только объемы загрязнения окружающей среды твердыми, жидкими и газообразными отходами, включая упаковки из пластмассы, но и ассортимент продуктов. Например, в продуктовых магазинах Германии потребители покупают в среднем лишь 440 разных продуктов, что составляет лишь 9,3 % от предлагаемой номенклатуры [2]. Это значит, что из 30000 новых продуктов, которые ежегодно поступают в продуктовые магазины только 180 видов приобретаются покупателями. При этом покупатели предпочитают известные им продукты, в красочной или полупрозрачной упаковке, снабженной товарным знаком фирмы и полной информацией о качестве продукта. Таким образом, потенциальный покупатель сначала видит упаковку, рассматривает ее, а потом читает, что на ней написано или изображено. Поэтому упаковка и особенно для пищевых продуктов повседневного спроса должна обладать художественной выразительностью, упорядоченностью графических и иизобразительных элементов и гармоничным цветофактурным решением (цвет, фактура, орнамент). Поэтому здесь возникает широкое поле деятельности как для разработчика и дизайнера упаковки при выборе ее конструкции: материал, размеры, форма и элементы упаковки, выбор цвета, шрифта, информации о продукте с точки зрения представления его качественных характеристик или рекламирования, например посредством товарного знака фирмы или иным образом. Учитывая важность этой проблемы для бизнеса в области пищевой индустрии, в промышленно развитых странах готовят специалистов в области упаковки, упаковочной техники и дизайна упаковок. Таким образом, упаковка стала инструментом маркетинга, например под слоганом «Хочешь продать товар – начни с упаковки» и выполняет функцию визитной карточки товара, позволяя потребителям получать информацию о его производителе и качестве товара [3]. Еще одной важной причиной, которая побуждает производителей пищевой продукции к использованию различных приемов привлечения покупателя является предложения покупателям все большего количества ненатуральных продуктов (табл.13.1) [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: