Конструкция и дизайн упаковки пищевых продуктов
Тема № 13
Выводы
1. В компьютерном дизайн-проектировании используются растровая и векторная графики, совмещение элементов в растровой и векторной графике и трехмерная графика (3D-графика).
2. Компьютерная техника для дизайнера базируется на использовании двух ее направлений, реализованных на компьютере Macintosh IBM PC. Ее переферийное оборудование включает принтеры, графопостроители, сканеры и манипуляторы: мышь, трекбол, графический планшет, джостик.
3. Среди дизайнеров наиболее популярны компьютерные программы Adobe InDesign, Macromedia Free Hand, Microsoft Photo Draw, Adobe Photoshop 6.0, Corel Photo-Paint. Например программа Photo-Paint обладает полным набором традиционных элементов рисования и позволяет использовать широкий спектр компьютерных изобразительных средств и приемов, а программа Quark Wrapture предназначена для допечатной подготовки упаковочной продукции.
4. Для автоматизированного проектирования и художественного конструирования машинотехнической продукции широко используется программа Auto CAD. Приведен пример использования САПР в проектировании зерноперерабатывающего вальцового станка.
|
|
Литература
1. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорие, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозова, В.А.Редько под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. М.: Машиностроение-1, - 2004. – 692 с.
2. Курушин В.Д. Дизайн и реклама. М.: ДМК Пресс, - 2006. -272 с.
3. Глебов Л.А., Демский А.Б., Веденьев В.Ф., Яблоков А.Е. Технологическое оборудование и поточные линии предприятий по переработке зерна. М.: ДеЛи принт, - 2010, - 695 с.
В первом «Толковом словаре русского языка» собранного в 4-х томах и опубликованного в середине ХIХ в. русским академиком и лексикографом В.И. Далем, понятие «упаковка» трактуется как «укладывать вещи для отсылки, закладывать и складывать в ящики, бочки, тюки». В середине ХХ в. в странах с рыночной экономикой понятие упаковка приобрело иное смысловое звучание как та или иная конструкция в виде емкости для упаковки, хранения и транспортировки товаров и стало синонимом понятия «тара» (tаrа, итал. от араб.). Произошло изменение не только значения слова, но и существенное расширение конструкции, материала, форм и вида упаковок, а также ее функций.
Как и в ХIХ в. функцией упаковки в ХХI в. остается защита товара, находящегося внутри упаковки, например пищевых продуктов, от порчи при транспортировки, перегрузки или хранении в течении гарантийного срока.
Поэтому конструкция упаковки, включая ее материал, должна гарантировать заданные показатели ее технических характеристик, обеспечивающих сохранность качества упакованного товара.
|
|
Упаковка должна выдержать все вероятные экстремальные условия транспортировки, возникающие перегрузки, т.е. отвечать определенным условиям прочности. Так, например, упаковка, а особенно тара для ее перевозки, рассчитанная на погрузочно-разгрузочные операции силами одного человека, должна выдерживать нагрузки, возникающие при падении упакованного места с высоты 90 см, с уровня пояса человека или уровня откидного места грузового автомобиля.
Упаковка предохраняет товар не только от механических повреждений, но и от проникновения влаги и нежелательного влияния солнечных лучей или яркого света и особенно на пищевые продукты (молоко, напитки, виноградные вина и др.). Материал пищевой упаковки должен быть инертен к продукту, так как многие пищевые среды имеют повышенную кислотность либо щелочность, способствующих ускоренному разрушению упаковки и попаданию продуктов реакции в продукт, а затем и в пищу потребителя. На период 2009 г. распределение мирового объема продаж упаковок из различных видов материалов для всех видов товаров (твердых, пастообразных, жидких) составило:
- бумага и картон ~ 215 млрд $;
- твердые пластики ~ 110 млрд $;
- гибкие пластики ~ 60 млрд $;
- металл ~ 75 млрд $;
- стекло ~ 30 млрд $;
- прочие ~ 28 млрд $.
Таким образом основным материалом для упаковок являются бумага и картон.
В пищевой промышленности распределение материалов на упаковки несколько иное. Например, на гибкую упаковку из пластмассы приходится ~ 43 %, а на жесткую ~ 9 %, упаковки из картона занимают ~ 30 %, а из стекла (бутылки и банки различной емкости) ~ 14 % [1]. Широкое применение гибкой упаковки обусловлено тем, что этот материал, например в виде пленок, позволяет упаковывать продукты любой формы для розничной торговли. Кроме того, прозрачные пленки, например целлофан, повышают привлекательность продукта для потенциального покупателя. Высокий спрос на упаковки из бумаги и картона обусловлен функциональной возможностью утилизации с целью повторного использования. Для упаковок из пластмасс проблема утилизации в промышленно развитых странах решается частично, либо запретами на применение тех или иных видов пластмасс. В странах СНГ практическое решение указанной проблемы находится в зачаточном состоянии, а упаковки как из пластмассы, так и из стекла почти 100 % вывозится на свалки. Поэтому материал упаковки должен быть экологичен не только по отношению к продукту, но и при его утилизации как и продукты утилизации упаковки.
В отличие от ХIХ в., в ХХI в. в тысячи раз увеличились не только объемы загрязнения окружающей среды твердыми, жидкими и газообразными отходами, включая упаковки из пластмассы, но и ассортимент продуктов. Например, в продуктовых магазинах Германии потребители покупают в среднем лишь 440 разных продуктов, что составляет лишь 9,3 % от предлагаемой номенклатуры [2]. Это значит, что из 30000 новых продуктов, которые ежегодно поступают в продуктовые магазины только 180 видов приобретаются покупателями. При этом покупатели предпочитают известные им продукты, в красочной или полупрозрачной упаковке, снабженной товарным знаком фирмы и полной информацией о качестве продукта. Таким образом, потенциальный покупатель сначала видит упаковку, рассматривает ее, а потом читает, что на ней написано или изображено. Поэтому упаковка и особенно для пищевых продуктов повседневного спроса должна обладать художественной выразительностью, упорядоченностью графических и иизобразительных элементов и гармоничным цветофактурным решением (цвет, фактура, орнамент). Поэтому здесь возникает широкое поле деятельности как для разработчика и дизайнера упаковки при выборе ее конструкции: материал, размеры, форма и элементы упаковки, выбор цвета, шрифта, информации о продукте с точки зрения представления его качественных характеристик или рекламирования, например посредством товарного знака фирмы или иным образом. Учитывая важность этой проблемы для бизнеса в области пищевой индустрии, в промышленно развитых странах готовят специалистов в области упаковки, упаковочной техники и дизайна упаковок. Таким образом, упаковка стала инструментом маркетинга, например под слоганом «Хочешь продать товар – начни с упаковки» и выполняет функцию визитной карточки товара, позволяя потребителям получать информацию о его производителе и качестве товара [3]. Еще одной важной причиной, которая побуждает производителей пищевой продукции к использованию различных приемов привлечения покупателя является предложения покупателям все большего количества ненатуральных продуктов (табл.13.1) [2].
|
|