Таблица 13.2.
Таблица 13.1.
Изменение предложений (в %) по видам пищевых продуктов в промышленно развитых странах за период 1996 -2006 гг.
Годы Продукты | |||
Готовык к употреблению | |||
Готовые для разогревания | |||
Готовые для приготовления | |||
Натуральные |
Изменение предложений по видам пищевых продуктов (табл.13.1) обусловлено:
- ростом спроса покупателей на пищевые продукты, которые требуют минимального времени для их приготовления;
- экономической выгодой производителей от использования в приго-товлении продуктов с высокой добавленной стоимостью и заменой натуральных продуктов, например, мясных их аналогами из биологически модифицированной сои;
- успехами ученых- химиков в разработке различных добавок к пище для придания ей вкуса, цвета и вида натуральных продуктов.
Недаром среди потребителей пищи появилась шутка с большой долей правды «Пищевая промышленность достигла больших успехов и особенно в области химии»
|
|
Новыми видами упаковки, появившимися в конце ХХ в. начале ХХI в. являются:
▪ «дышащая» упаковка для фруктов и овощей;
▪ герметичные упаковки с модифицированной газовой средой, например хранение колбасной продукции в упаковке с инертныи газом увеличивает срок годности продукта в 3-5 раз;
▪ биоразлагаемые упаковки, например из полимерного материала полилактида и крахмала [4].
▪ съедобные упаковки, например из натуральных кишечных оболочек в мясной промышленности, съедобных пленок из соевого белка, кукурузного и картофельного крахмала, полисахаридов [5].
Упаковка стала неотъемлемой частью продукта, способствующей продвижению его на свободном рынке. Глянец, возможность красочной межслойной печати и прозрачность упаковки, постоянный поиск нового визуального представления «своего» продукта – это только некоторые способы, позволяющие выделиться на фоне конкурентов и достижимые путем изменения структуры упаковки. Можно сказать, что гибкая упаковка позволяет пищевому производителю воплощать очень многие маркетинговые задумки. В связи с расширением роли сетевой розницы в структуре продаж продуктов гибкая упаковка стала играть ключевую роль в позиционировании бренда на полке супермаркета.
Убыстряющийся темп обычного дня потребителя предъявил новые требования к удобству упаковки. За счет применения новых полимерных материалов в нашем лексиконе появились такие слова как «дой-пак», семейная упаковка», «порционная упаковка», «пакет-стик» и многие другие. Ни с одним из других материалов невозможно добиться такого разнообразия форм и размеров упаковки, как с пластиком, который позволяет производителю пищевых продуктов увеличивать ассортимент выпускаемых продуктов. За счет снижения занимаемого пластиковой упаковкой места можно повысить транспортно-логистическую привлекательность продукции.
|
|
В таблице 13.2 представлены основные виды полимерных материалов, используемые в пищевой промышленности, их свойства, виды упаковок, в которых они используются и продуктов, которые сохраняются и транспортируются в указанных упаковках [6].
Наименование полимерного материала, обозначение | Основные свойства материала | Виды упаковок (или пленки) | Продукты для упаковки |
Полиэтилен низкой плотности, ПЭНП | Прозрачен, эластичен, способен к герметичности | Пленка (толщиной ~ 300мкм) контейнеры, пакеты, обертки | Продукты, используемые в домашнем хозяйстве |
Полиэтилен (севилен) СЭВА | Достаточно прозрачен, эластичен, хорошо склеивается, хорошо наносится рисунок | Пленка для обертки или термосклеивания, в виде покрытия | Сыр, обертка для мяса и птицы |
Полиэтилен высокой плотности, ПЭВП | Стоек во влажной атмосфере, химичес-ки стоек, непрозрачен | Тонкостенная тара, пленка | Молочные продукты, а также в виде пленки для крупы, крекеров, закусок |
Ориентированный полипропилен, ОПП | Прочная пленка, прозрачная, с блеском (глянцем), привлекательный внешний вид | Пленка с органическим покрытием Пленка с металлизированным покрытием | Конфеты, печенье Чипсы, орехи, сушенные фрукты |
Поливинилхлорид (ПВХ) | Прозрачен, высокая ударная вязкость, способен к герметизации | Пленка | Мясо, птица |
Ударопрочный полистирол УППС | Прочный, непрозрачный материал | контейнеры | Замороженные молочные продукты |
Поливиниловиниловый спирт, ПВС | Высокие барьерные свойства по отношению к О2 и запахам | Пленки из ПВС в комбинации с другими полимерами, например ОПП-ПВС-ПЭНП или ЛПЭНП-ПВС-ЛПЭНП | Приправы, чай, йогурт, кетчуп |
Таблица 13.2. (Продолжение)
Полиэтилентерефталат ПЭТФ | Прочный, ударно-вязкий | Бутылки, упаковка для разогрева продуктов в духовке | Газированные напитки |
Поликарбонат ПК | Ударная вязкость | Оборотная тара | Вода, фруктовые соки |
Целлофан, пленки из вискозы | Высокая прозрачность, на него легко наноситься рисунок | Пакеты | Сухие штучные продукты и дисперсные продукты |
В сегменте замещения бумажной кпаковки и ламинатов в структуре биаксиальноориентированного полипропилена (БОПП) и биаксиальноориентированного полиэтилентерефталата (БОПЭТ). Так, если к упаковке не предъявляются особые требования по жесткости и светонепроницаемости, то вместо структуры Б-ПЭ с поверхностной печатью возможно использование БОПП-ПЭ, БОПП-БОПП или ПЭТ-ПЭ с межслойной печатью. Подобное изменение структуры обеспечивает значительное увеличение паро-, кислородо- и запахонепроницаемости. При необходимости дополнительной защиты, упаковываемого продукта от воздействия света в структуре многослойного ламината целесообразно использование металлизированного субст рата. Примером подобной структуры является, пожалуй, один из самых используемых ламинатов БОПП-БОППмет. Еще большую барьерную защиту, а также значительную прочность и «каркасность» обеспечивает трехслой ламинат ПЭТ-ПЭТмет.-ПЭ. Как пример замещения бумажных оберток можно привести полимерную структуру БОПП-БОПП для упаковки типа «флоу-пак» и упаковки, используемой для фасовки печенья или плиток шоколада. Необходимо также отметить огромную роль полимерных пленок в замещении бумаги в области бутылочных этикеток. Основной используемый материал при этом – БОПП, возрастающее значение принимают термоусадочные этикетки из ПВХ и ПЭТ. Долгое время единственным материалом, обеспечивающим продолжительный срок хранения продуктов была пищевая жесть. Но постепенно, с развитием упаковочных технологий, она стала замещаться более технологичным материалом на основе алюминиевой фольги, что позволило уменьшить себестоимость производства, повысить удобстворасфасовки и использования готового продукта. Но дальнейшее развитие производства барьерных полимерных материалов стало одним из факторов, позволивших уменьшить использование уже самой алюминиевой фольги и сделать упаковку еще более дешевой. Основным «заместителем» фольги, по всей видимости, следует считать металлизированный ПЭТ, «Премиум класс».
|
|
Технологичность и функциональность являются не единственными требованиями, предъявляемыми специалистами к упаковочным материалам. Значительную роль, побуждающую покупателя приобрести продукт, иногда играет внешнее восприятие, ощущение «премиальности». Достигнуть этого можно за счет использования декоративной модификации полимерной пленки. Например, это матовые БОПП и ПЭТ, придающие упаковке не только видимый эффект, но и обеспечивающие несколько иные ощущения при прикосновении, чем при использовании традиционных глянцевых материалов. Также можно отметить белые и бело-перламутровые («жемчужные») БОПП-пленки, которые являются не только прекрасными подложками для красочной печати, но и сами по себе повышают эстетическое восприятие упаковки. Металлизированные пленки, помимо функционального назначения – хороших барьерных свойств – при неполной красочной запечатке также позволяют достигать оригинальных и красивых визуальных эффектов [7].