На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:
1. налоги и субсидии;
2. прямое регулирование цен;
3. регулирование обращающихся на рынке товаров.
Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги. Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом (рис. 11).
Введение акциза сдвигает кривую S влево на величину налога Т. Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, которая выше цены Р0. Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т × Q1) зависит от наклона кривых D и S или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога Т.
![]() |
Рис. 11. Последствия введения акцизного налога
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.