Виды представлений.
Лекция 4. Мышление и интеллект. Воображение. Творчество. Речь
Эмпирические законы памяти.
Сохранение и забывание.
· Различают оперативное, кратковременное, долговременное сохранение.
· Существует феномен вытеснения негативных желаний и эмоционально неприятного опыта.
· Существует зависимость эффективности сохранения от характера организации материала в процессе запоминания (заучивания).
· Существует зависимость эффективности сохранения от установки на долговременно отсроченное воспроизведение.
Воспроизведение.Виды воспроизведения :
· Узнавание
· Собственно воспроизведение: а) произвольное; б) непроизвольное.
· Припоминание.
Различают непосредственное и отсроченное воспроизведение.
Феномены воспроизведения:
· Реминисценции – отсроченное непроизвольное улучшение воспроизведения событий.
· Контаминации – перепутывание событий при их отсроченном воспроизведении.
· Конфабуляции – непроизвольное домысливание забытых сюжетов, событий и их фрагментов.
|
|
· «Фактор края».
· «Кривая забывания».
· «Закон Эббингауза».
· «Закон Йоста».
· «Эффект фон Ресторф».
Существует несколько основных типов связей, образующихся между имеющимся опытом и вновь приобретаемым:
· Ассоциации по пространственно-временной смежности.
· Ассоциации по сходству или подобию.
· Ассоциации по различию, противоположности, контрасту.
Представления (вторичные образы) – познавательный психический процесс, который заключается в воссоздании образов (актуализации, репрезентации образов) предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, на основе сохраняемого в памяти индивидуального жизненного опыта.
По качественным особенностям (модальности):
· Зрительные, слуховые, мышечно-двигательные, обонятельные, вкусовые...
По степени волевых усилий и наличия цели:
· Непреднамеренные и преднамеренные (непроизвольные и произвольные) представления.
По степени предметной-образной конкретности или обобщенности:
· Представления образные (единичные и общие), представления пространственные и временные, представления квазипространственные.
По содержанию представляемых образов:
· Репродуктивные представления из реального жизненного опыта по памяти.
· Фантастические представления воображения в художественной творческой деятельности.
· Продуктивные представления с опорой на мышление при решении определенных задач (см. тема «мышление»).
Свойства представлений:
Наличие изменений в воспроизведении модальности.
Наличие изменений в воспроизведении интенсивности.
Наличие изменений пространственных компонентов представлений.
|
|
Наличие изменений временных компонентов представлений.
Производные свойства:
· Изменения константности различных характеристик представляемого объекта (устойчивость – неустойчивость).
· Селективность, избирательность воспроизведения различных характеристик представляемого объекта.
· Обобщенность воспроизведения представляемого объекта.
Интегральные свойства:
· Яркость и четкость – степень приближения вторичного образа к результату исходного отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта.
· Контролируемость – способность к оперированию представлениями, их произвольной актуализации и удержанию в умственном плане.
Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.
Основные функции процессов мышления.
· Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект.
· Мышление заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей.
· Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения.
· Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам.
Виды мышления и его состав:
По способу установления межпредметных отношений и связей выделяют:
· Ситуативное мышление, реализующееся по отношению к непосредственно присутствующим в ситуации объектам и явлениям:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
· Надситуативное мышление, протекающее в умственной форме и опосредствованное языком, знаками и символами:
Отвлеченно-образное
Понятийное
По степени новизны получаемого результата различают:
· Репродуктивное мышление.
· Продуктивное мышление (творческое).
По степени развернутости рассуждений и выводов (операций и действий) различают:
· Дискурсивное мышление.
· Интуитивное мышление.
В зависимости от наличия со стороны субъекта произвольной регуляции и контроля над процессами реализации мыслительных действий:
· Нерефлексивное (непроизвольное, некритическое) мышление.
· Рефлексивное (критическое), произвольно организованное мышление.
По способу получения результатов и обобщения различают: эмпирическое мышление и теоретическое мышление.
Воображение – познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образных представлений на основе преобразования представлений ранее сформированных.
Виды воображения:
В зависимости от наличия цели и контроля над процессом протекания: преднамеренное и непреднамеренное.
По степени сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа:
· Активное: воссоздающее и творческое.
· Пассивное: сновидения, грезы.
В зависимости от степени реалистичности продуктов: реалистическое и фантастическое.
Формы преобразования представлений в воображении:
· Агглютинация.
· Гиперболизация.
· Схематизация.
· Заострение (акцентуация).
Способы мышления:
· На основе использования алгоритмов.
· На основе эвристических приемов.
· На основе интуитивных приемов.
Основные этапы (стадии) решения мыслительных задач:
1. Возникновение проблемной ситуации.
|
|
2. Выявление противоречия, лежащего в основе проблемы, и формулирование задачи (определение области поиска возможного решения).
3. Поиск возможных путей решения на основе выдвижения гипотез (путем проб и ошибок, алгоритмически, путем систематического перебора, интуитивно).
4. Решение задачи на основе выдвижения удачной гипотезы.
5. Проверка правильности решения.
Процессы мышления и творчество (креативность).
Креативность – способность решать неформализованные задачи неформализованным способом.