Первичные свойства

Виды представлений.

Лекция 4. Мышление и интеллект. Воображение. Творчество. Речь

Эмпирические законы памяти.

Сохранение и забывание.

· Различают оперативное, кратковременное, долговременное сохранение.

· Существует феномен вытеснения негативных желаний и эмоционально неприятного опыта.

· Существует зависимость эффективности сохранения от характера организации материала в процессе запоминания (заучивания).

· Существует зависимость эффективности сохранения от установки на долговременно отсроченное воспроизведение.

Воспроизведение.Виды воспроизведения :

· Узнавание

· Собственно воспроизведение: а) произвольное; б) непроизвольное.

· Припоминание.

Различают непосредственное и отсроченное воспроизведение.

Феномены воспроизведения:

· Реминисценции – отсроченное непроизвольное улучшение воспроизведения событий.

· Контаминации – перепутывание событий при их отсроченном воспроизведении.

· Конфабуляции – непроизвольное домысливание забытых сюжетов, событий и их фрагментов.

· «Фактор края».

· «Кривая забывания».

· «Закон Эббингауза».

· «Закон Йоста».

· «Эффект фон Ресторф».

Существует несколько основных типов связей, образующихся между имеющимся опытом и вновь приобретаемым:

· Ассоциации по пространственно-временной смежности.

· Ассоциации по сходству или подобию.

· Ассоциации по различию, противоположности, контрасту.

Представления (вторичные образы) – познавательный психический процесс, который заключается в воссоздании образов (актуализации, репрезентации образов) предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, на основе сохраняемого в памяти индивидуального жизненного опыта.

По качественным особенностям (модальности):

· Зрительные, слуховые, мышечно-двигательные, обонятельные, вкусовые...

По степени волевых усилий и наличия цели:

· Непреднамеренные и преднамеренные (непроизвольные и произвольные) представления.

По степени предметной-образной конкретности или обобщенности:

· Представления образные (единичные и общие), представления пространственные и временные, представления квазипространственные.

По содержанию представляемых образов:

· Репродуктивные представления из реального жизненного опыта по памяти.

· Фантастические представления воображения в художественной творческой деятельности.

· Продуктивные представления с опорой на мышление при решении определенных задач (см. тема «мышление»).

Свойства представлений:

Наличие изменений в воспроизведении модальности.

Наличие изменений в воспроизведении интенсивности.

Наличие изменений пространственных компонентов представлений.

Наличие изменений временных компонентов представлений.

Производные свойства:

· Изменения константности различных характеристик представляемого объекта (устойчивость – неустойчивость).

· Селективность, избирательность воспроизведения различных характеристик представляемого объекта.

· Обобщенность воспроизведения представляемого объекта.

Интегральные свойства:

· Яркость и четкость – степень приближения вторичного образа к результату исходного отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта.

· Контролируемость – способность к оперированию представлениями, их произвольной актуализации и удержанию в умственном плане.

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

Основные функции процессов мышления.

· Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект.

· Мышление заключается в процессах постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей.

· Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения задач, сколько процессами и способами их решения.

· Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать различные явления; б) планировать и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим потребностям и мотивам.

Виды мышления и его состав:

По способу установления межпредметных отношений и связей выделяют:

· Ситуативное мышление, реализующееся по отношению к непосредственно присутствующим в ситуации объектам и явлениям:

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

· Надситуативное мышление, протекающее в умственной форме и опосредствованное языком, знаками и символами:

Отвлеченно-образное

Понятийное

По степени новизны получаемого результата различают:

· Репродуктивное мышление.

· Продуктивное мышление (творческое).

По степени развернутости рассуждений и выводов (операций и действий) различают:

· Дискурсивное мышление.

· Интуитивное мышление.

В зависимости от наличия со стороны субъекта произвольной регуляции и контроля над процессами реализации мыслительных действий:

· Нерефлексивное (непроизвольное, некритическое) мышление.

· Рефлексивное (критическое), произвольно организованное мышление.

По способу получения результатов и обобщения различают: эмпирическое мышление и теоретическое мышление.

Воображение – познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образных представлений на основе преобразования представлений ранее сформированных.

Виды воображения:

В зависимости от наличия цели и контроля над процессом протекания: преднамеренное и непреднамеренное.

По степени сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа:

· Активное: воссоздающее и творческое.

· Пассивное: сновидения, грезы.

В зависимости от степени реалистичности продуктов: реалистическое и фантастическое.

Формы преобразования представлений в воображении:

· Агглютинация.

· Гиперболизация.

· Схематизация.

· Заострение (акцентуация).

Способы мышления:

· На основе использования алгоритмов.

· На основе эвристических приемов.

· На основе интуитивных приемов.

Основные этапы (стадии) решения мыслительных задач:

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Выявление противоречия, лежащего в основе проблемы, и формулирование задачи (определение области поиска возможного решения).

3. Поиск возможных путей решения на основе выдвижения гипотез (путем проб и ошибок, алгоритмически, путем систематического перебора, интуитивно).

4. Решение задачи на основе выдвижения удачной гипотезы.

5. Проверка правильности решения.

Процессы мышления и творчество (креативность).

Креативность – способность решать неформализованные задачи неформализованным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: