Направленность личности

Разнообразие мотивационных отношений человека.

Типы потребностей. Классификация потребностей.

· Первичные, врожденные, витальные потребности и вторичные приобретенные потребности в определенных формах жизнедеятельности и предметах (у человека – социально приобретенные потребности).

· Материально-предметные потребности и функциональные (потребности в определенных формах активности, действиях, деятельности, а также потребности идеальные, духовные).

Мотивы – сложные психофизиологические образования, которые побуждают (потребности) и направляют (предметы материальные или представляемые) активность, поведение, действия, деятельность человека.

· Потребность предполагает предметы своего возможного удовлетворения; потребность преобразуется в мотив после обнаружения предмета, обеспечивающего ее удовлетворение.

· Мотив – это предметно отнесенная, «опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев).

· Одна потребность может лежать в основе разных мотивов; один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.

· Основные функции мотивов: побудительная, направляющая, функция смыслобразования (осмысленность и избирательность действий человека по отношению к различным предметным условиям и направлениям жизнедеятельности).

Типы мотивов. Классификация мотивов.

· Предметные и функциональные мотивы.

· Актуальные и потенциальные мотивы (мотивы, которые по разным причинам, субъект не может реализовать).

· Конкретные и обобщенные мотивы.

· Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

Мотивационные образования у человека.

· Неосознаваемые обобщенные мотивационные образования:

Установки.

Влечения.

· Осознаваемые обобщенные мотивационные образования у человека:

Интересы.

Убеждения.

Идеалы и ценности.

Актуальная мотивация – обширный круг явлений, которые побуждают реализуемые человеком виды деятельностей.

Потенциальная мотивация – обширный круг явлений, которые актуально деятельность не побуждают, но могут побуждать ее в определенных условиях.

Две составляющие мотивации: а) «энергетическая», побудительная – мера напряженности потребности и стремления к достижению цели; б) направляющая – предметное или семантическое содержание мотива.

Мотивация может быть направлена:

· На обеспечение собственного благополучия – эгоцентрическая мотивация.

· Мотивация власти, агрессии и др.

· На обеспечение благополучия других людей – альтруистическая мотивация.

· Мотивация аффилиации, помощи.

· На решение разных предметных задач – прагматическая мотивация.

· Направленная на достижение предметного результата.

· Направленная на включение в определенный процесс, деятельность.

Устойчивые способы реализации мотивационных процессов могут приобретать характер личностных качеств:

· Интернальность – стремление к самостоятельному контролю над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией достижения успеха».

· Экстернальность – стремление к отказу от самостоятельного контроля над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией избегания неудач».

Существует закономерная смена ведущей мотивации в онтогенезе.

· Младенческий возраст: высокая зависимость поведения от актуальных органических потребностей, ситуативность мотивационных процессов при выборе целей и форм поведения.

· Раннее детство: появление надситуативных форм организации поведения на основе актуализации мотивационно-значимых представлений при рядоположности мотивов; ситуативность предпочтений при выборе целей и форм поведения.

· Дошкольный возраст: появление соподчиненности мотивов при организации действий и поступков; неустойчивость мотивационных установок.

· Младший школьный возраст: формируется смысловая ориентировочная основа поступка и ориентировка на возможные последствия; развивается способность планировать свои действия для достижения отставленных во времени целей; расширение сферы интересов.

· Подростковый возраст: избирательность интересов; формирование устойчивых, обобщенных мотивов. Формирование механизмов осознания собственных мотивов.

· Юношеский возраст: иерархизация обобщенных мотивов, формирование устойчивости мотивационной сферы.

· Зрелость: преобразование ряда ведущих мотивов в черты личности, требующие сосредоточенности на достижение жизненных целей.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональные явления заключаются: а) в переживании человеком субъективных состояний, возникающих в процессах взаимодействия с окружающей средой, удовлетворения потребностей и реализации мотивов; б) в переживании человеком субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности.

· Эмоциональные переживания исключительно субъективны – не имеют никаких объективных предметных прототипов в действительности (В.К. Вилюнас).

· Эмоциональные явления проявляются в трех аспектах: а) внешние формы выражения в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах речи, непроизвольных движениях; б) физиологические (вегетативные) и нейрофизиологические изменения в функциях организма; в) субъективные формы переживаний и их осознание.

Первичные характеристики эмоций:

· Модальность: радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и т. д.

· Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в форме удовольствия – неудовольствия.

· Интенсивность – степень выраженности переживания..

· Временно-пространственная структура.

Производные свойства:

· Двухкомпонентность в отражении отношений субъекта к объекту. Одновременность переживания: а) собственного субъективно-органического состояния; б) отношения к текущей предметной ситуации или к предмету собственных действий (предметность).

· Обобщенность, которая проявляется в том, что эмоциональное отношение может быть одним и тем же к различному содержанию объективного опыта (эмоциональное обобщение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: