Разнообразие мотивационных отношений человека.
Типы потребностей. Классификация потребностей.
· Первичные, врожденные, витальные потребности и вторичные приобретенные потребности в определенных формах жизнедеятельности и предметах (у человека – социально приобретенные потребности).
· Материально-предметные потребности и функциональные (потребности в определенных формах активности, действиях, деятельности, а также потребности идеальные, духовные).
Мотивы – сложные психофизиологические образования, которые побуждают (потребности) и направляют (предметы материальные или представляемые) активность, поведение, действия, деятельность человека.
· Потребность предполагает предметы своего возможного удовлетворения; потребность преобразуется в мотив после обнаружения предмета, обеспечивающего ее удовлетворение.
· Мотив – это предметно отнесенная, «опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев).
· Одна потребность может лежать в основе разных мотивов; один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.
|
|
· Основные функции мотивов: побудительная, направляющая, функция смыслобразования (осмысленность и избирательность действий человека по отношению к различным предметным условиям и направлениям жизнедеятельности).
Типы мотивов. Классификация мотивов.
· Предметные и функциональные мотивы.
· Актуальные и потенциальные мотивы (мотивы, которые по разным причинам, субъект не может реализовать).
· Конкретные и обобщенные мотивы.
· Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
Мотивационные образования у человека.
· Неосознаваемые обобщенные мотивационные образования:
Установки.
Влечения.
· Осознаваемые обобщенные мотивационные образования у человека:
Интересы.
Убеждения.
Идеалы и ценности.
Актуальная мотивация – обширный круг явлений, которые побуждают реализуемые человеком виды деятельностей.
Потенциальная мотивация – обширный круг явлений, которые актуально деятельность не побуждают, но могут побуждать ее в определенных условиях.
Две составляющие мотивации: а) «энергетическая», побудительная – мера напряженности потребности и стремления к достижению цели; б) направляющая – предметное или семантическое содержание мотива.
Мотивация может быть направлена:
· На обеспечение собственного благополучия – эгоцентрическая мотивация.
· Мотивация власти, агрессии и др.
· На обеспечение благополучия других людей – альтруистическая мотивация.
· Мотивация аффилиации, помощи.
· На решение разных предметных задач – прагматическая мотивация.
· Направленная на достижение предметного результата.
|
|
· Направленная на включение в определенный процесс, деятельность.
Устойчивые способы реализации мотивационных процессов могут приобретать характер личностных качеств:
· Интернальность – стремление к самостоятельному контролю над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией достижения успеха».
· Экстернальность – стремление к отказу от самостоятельного контроля над организацией собственной жизни, которое связано с «мотивацией избегания неудач».
Существует закономерная смена ведущей мотивации в онтогенезе.
· Младенческий возраст: высокая зависимость поведения от актуальных органических потребностей, ситуативность мотивационных процессов при выборе целей и форм поведения.
· Раннее детство: появление надситуативных форм организации поведения на основе актуализации мотивационно-значимых представлений при рядоположности мотивов; ситуативность предпочтений при выборе целей и форм поведения.
· Дошкольный возраст: появление соподчиненности мотивов при организации действий и поступков; неустойчивость мотивационных установок.
· Младший школьный возраст: формируется смысловая ориентировочная основа поступка и ориентировка на возможные последствия; развивается способность планировать свои действия для достижения отставленных во времени целей; расширение сферы интересов.
· Подростковый возраст: избирательность интересов; формирование устойчивых, обобщенных мотивов. Формирование механизмов осознания собственных мотивов.
· Юношеский возраст: иерархизация обобщенных мотивов, формирование устойчивости мотивационной сферы.
· Зрелость: преобразование ряда ведущих мотивов в черты личности, требующие сосредоточенности на достижение жизненных целей.
Эмоционально-волевая сфера
Эмоциональные явления заключаются: а) в переживании человеком субъективных состояний, возникающих в процессах взаимодействия с окружающей средой, удовлетворения потребностей и реализации мотивов; б) в переживании человеком субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности.
· Эмоциональные переживания исключительно субъективны – не имеют никаких объективных предметных прототипов в действительности (В.К. Вилюнас).
· Эмоциональные явления проявляются в трех аспектах: а) внешние формы выражения в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах речи, непроизвольных движениях; б) физиологические (вегетативные) и нейрофизиологические изменения в функциях организма; в) субъективные формы переживаний и их осознание.
Первичные характеристики эмоций:
· Модальность: радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и т. д.
· Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в форме удовольствия – неудовольствия.
· Интенсивность – степень выраженности переживания..
· Временно-пространственная структура.
Производные свойства:
· Двухкомпонентность в отражении отношений субъекта к объекту. Одновременность переживания: а) собственного субъективно-органического состояния; б) отношения к текущей предметной ситуации или к предмету собственных действий (предметность).
· Обобщенность, которая проявляется в том, что эмоциональное отношение может быть одним и тем же к различному содержанию объективного опыта (эмоциональное обобщение).