Природа игры

Лекция 6. Психология деятельности

Исследование и измерение и способностей.

Виды способностей.

· Общие и специальные способности: музыкальные, спортивные, математические и другие.

· Предметно-практические и интеллектуальные (умственные) способности.

· Способности, проявляющиеся в предметных действиях и способности, проявляющиеся в межличностных взаимодействиях.

· Учебные (репродуктивные) и творческие способности.

Уровни развития способностей:

· Одаренность.

· Талант.

· Гениальность.

· Умственный возраст и коэффициент интеллектуального развития.

· Близнецовый метод в исследовании способностей.

Три теоретических подхода к развитию способностей: а) способности наследуются; б) способности приобретаются; в) способности представляют единство наследственного и приобретенного.

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Основными формами деятельности являются:

· познание;

· общение;

· труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

· игра;

· учение;

· труд.

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:

· Предмет деятельности

· Мотив

· Цель

· Действия

· Операции

· Алгоритм

Игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность.

Игровое действие – это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.

Сущность игры:

· мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности.

· в игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами.

· игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

· Возможность и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия.

· игра в более специфическом смысле этого слова начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом.

· воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, – это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.

· когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: