Лекция 6. Психология деятельности
Исследование и измерение и способностей.
Виды способностей.
· Общие и специальные способности: музыкальные, спортивные, математические и другие.
· Предметно-практические и интеллектуальные (умственные) способности.
· Способности, проявляющиеся в предметных действиях и способности, проявляющиеся в межличностных взаимодействиях.
· Учебные (репродуктивные) и творческие способности.
Уровни развития способностей:
· Одаренность.
· Талант.
· Гениальность.
· Умственный возраст и коэффициент интеллектуального развития.
· Близнецовый метод в исследовании способностей.
Три теоретических подхода к развитию способностей: а) способности наследуются; б) способности приобретаются; в) способности представляют единство наследственного и приобретенного.
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
|
|
Основными формами деятельности являются:
· познание;
· общение;
· труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
· игра;
· учение;
· труд.
Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:
· Предмет деятельности
· Мотив
· Цель
· Действия
· Операции
· Алгоритм
Игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность.
Игровое действие – это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.
Сущность игры:
· мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности.
· в игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами.
· игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
· Возможность и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия.
|
|
· игра в более специфическом смысле этого слова начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом.
· воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, – это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.
· когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.