Волевые качества и свойства» личности
Различные формы организации и регуляции поведения.
Непроизвольное поведение.
Произвольное поведение.
Способы организации поведения и действий:
· Внешние предметно-практические и умственные формы реализации поведения и действий.
· Извне организованные и заданные субъекту (предписываемые другими людьми или условиями) и самостоятельно организованные субъектом (на основе потребностей, целей, планов) формы поведения.
· Произвольные преднамеренные формы организации действий и волевую организацию действий.
Воля – это система психических процессов сознательного выбора, регулирования и организации человеком целей своих действий, деятельности и поведения в социально значимых ситуациях, которые обеспечивают преодоление внутренних субъективных и внешних объективных препятствий на пути к достижению результатов, имеющих социальное значение.
Основные функции воли в поведении и деятельности человека:
· Выбор действия при конфликте целей и мотивов.
|
|
· Инициация и осуществление действий.
· Регуляция различных параметров действия в сложных обстоятельствах.
· Регуляция и организация психических и физиологических процессов и состояний в сложных ситуациях.
Структура волевого действия (С.Л.Рубинштейн):
· Актуализация потребности и возникновение влечения, которое не имеет своего осознаваемого предмета.
· Поиск возможных путей для удовлетворения потребности и конкретизации влечения.
· Осознание ряда возможностей удовлетворения потребности и реализации влечения, формирование мотивов.
· Борьба мотивов. Появление мотивов подкрепляющих или опровергающих такие возможности.
· Выбор и постановка конкретных целей, принятие решения о действии.
· Волевое усилие и осуществление принятого решения.
· Целеустремленность.
· Настойчивость.
· Выдержка.
· Решительность.
· Смелость.
Риск – характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и возможности неблагоприятных последствий в случае неуспеха.
Различают ситуативный и надситуативный риск.
· Организованность.
· Самостоятельность.
Младенческий возраст – формирование произвольных движений.
Ранний возраст – превращение слова в средство регуляции поведения.
Дошкольный возраст – переход к внутренней речевой регуляции поведения.
Младший школьный возраст: волевая активность усиливается и развивается преимущественно через внешнюю совместную активность с другими людьми; растет роль внутренней активности в организации волевых действий.
Старший подростковый возраст наиболее сенситивен к развитию волевых качеств: а) самостоятельных внутренних волевых усилий; б) произвольных форм самостоятельной организации поведения и деятельности.
|
|
Индивидуально-психологические свойства личности
Темперамент – совокупность психофизиологических свойств и особенностей индивида, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов, действий, деятельности и поведения человека.
Типы темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.