Развитие волевой сферы человека

Волевые качества и свойства» личности

Различные формы организации и регуляции поведения.

Непроизвольное поведение.

Произвольное поведение.

Способы организации поведения и действий:

· Внешние предметно-практические и умственные формы реализации поведения и действий.

· Извне организованные и заданные субъекту (предписываемые другими людьми или условиями) и самостоятельно организованные субъектом (на основе потребностей, целей, планов) формы поведения.

· Произвольные преднамеренные формы организации действий и волевую организацию действий.

Воля – это система психических процессов сознательного выбора, регулирования и организации человеком целей своих действий, деятельности и поведения в социально значимых ситуациях, которые обеспечивают преодоление внутренних субъективных и внешних объективных препятствий на пути к достижению результатов, имеющих социальное значение.

Основные функции воли в поведении и деятельности человека:

· Выбор действия при конфликте целей и мотивов.

· Инициация и осуществление действий.

· Регуляция различных параметров действия в сложных обстоятельствах.

· Регуляция и организация психических и физиологических процессов и состояний в сложных ситуациях.

Структура волевого действия (С.Л.Рубинштейн):

· Актуализация потребности и возникновение влечения, которое не имеет своего осознаваемого предмета.

· Поиск возможных путей для удовлетворения потребности и конкретизации влечения.

· Осознание ряда возможностей удовлетворения потребности и реализации влечения, формирование мотивов.

· Борьба мотивов. Появление мотивов подкрепляющих или опровергающих такие возможности.

· Выбор и постановка конкретных целей, принятие решения о действии.

· Волевое усилие и осуществление принятого решения.

· Целеустремленность.

· Настойчивость.

· Выдержка.

· Решительность.

· Смелость.

Риск – характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и возможности неблагоприятных последствий в случае неуспеха.

Различают ситуативный и надситуативный риск.

· Организованность.

· Самостоятельность.

Младенческий возраст – формирование произвольных движений.

Ранний возраст – превращение слова в средство регуляции поведения.

Дошкольный возраст – переход к внутренней речевой регуляции поведения.

Младший школьный возраст: волевая активность усиливается и развивается преимущественно через внешнюю совместную активность с другими людьми; растет роль внутренней активности в организации волевых действий.

Старший подростковый возраст наиболее сенситивен к развитию волевых качеств: а) самостоятельных внутренних волевых усилий; б) произвольных форм самостоятельной организации поведения и деятельности.

Индивидуально-психологические свойства личности

Темперамент – совокупность психофизиологических свойств и особенностей индивида, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов, действий, деятельности и поведения человека.

Типы темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: