Этнополитика – совокупность отношений по поводу реализации этнических интересов, узловыми точками которых являются государство и другие институции

Политизация этничности. Последняя стадия ренессанса. Выход с политически требованиями, требованиями участия во власти, участия в принятии политических решений. Вариативным может быть. Этническая группа превращается в субъект политических отношений. Необходимая предпосылка – конституционная наполненность. (НКО, организации, СМИ, школы и т.д.), т.е. наличие тех структур, которые способствуют укреплению связей внутри групп и обеспечивают ее жизнедеятельность.

формы представительства этнических интересов – 1) органы самоуправления., 2) политические партии, 3) квоты в парламенте., 4) от этнисческих общественных организаций могут выдвигаться депутаты, 5) избирательные округа нарезаются особым образом, 6) консультативные органы при властных структурах.

Органы самоуправления – наиболее политизированные и наиболее инкорпорированные в структуру госвласти. Но характер соотношения национального самоуправления и госвласти может быть неодинаковым. Три варианты соотношения – национально-территориальная автономия как элемент территориально-политического устройства государства (сельсоветы, районы, субъекты федерации) органы представительства национально-культурной или национально-персональной автономии, действующие в рамках правового поля; самовольные, нелигитимные органы национального самоуправления, которые в той или иной степени конфликтуют с существующей государственно-политической структурой. (Меджлис крымских татар).

Национально-территориальные автономии. Сложнее с территориальный правом на самоуправление. Условия – компактное проживание, права этого образования совпадают с правами других административных образований. В идеале, но на деле не так. Особенно в Юго-Восточной Европе. Тут не существует традиции территориального раздела власти и это может оказать дезинтеграционное влияние. Но с другой стороне и не предоставлять плохо.(с.116-117, Лойко) Проблемы – возможность дезинтеграции государства, дискриминации (меньшинства в меньшинстве), определенная сегрегация, меньшая ответственность государства за положение дел в территориальной автономии.

НКА (Национально-культурная автономия) и НПА (Национально-персональная автономия). Одни отождествляют, другие отличают. НКА – законодательно оформленное право этнических групп на сохранение и развитие своей культурной, языковой, религиозной самобытности, создание своих общественных организаций, использоание и изучение родного языка, развитие традиций, СМИ и т.д.

Концепция НКА или национально-персональной автономии австромарксистов О. Бауера, К. Реннера. Источником и носителем национальных прав должны быть не территории, борьба за которые есть причина межэтничесих конфликтов, а нации, национальные союзы. Они формируются на основе добровольного, личного волеизъявления. Нация – экстерриториальная коллективная единица. Субъект права. Все декларации про национальное равноправие – мало толку. Нужно обозначить нацию как субъект права. И чтобы она представляла и защищала свои интересы перед государством. Важный момент – создание на всех уровнях советов национальных мкеньшинств.

Парад НКА на территории бывшей Российской империи в 1917-1918 гг.

Закон РФ «О национально-культурной автономии» (1996). НКА созданные по этому закону ничем не отличаются от обычных общественных организаций и не понятно, каков механизм обеспечения представительства этнической группы на всех уровнях госуправления. Всего 18 НКА на федеральном уровне.

Политические партии этнического характера. Яркий пример политизации этничности 1) рост политического сознания 2) политическая мобилизация, 3) выход на политическую арену. Они базируются на националистической идеологии. И это вызов и испытание для демократичного гражданского общества. Закондательно могут быть запрещены. Или другим путем – запрещены партии, которые направлены на разжигание…. Или допустим, должны быть представлены во всех областях. А компакно проживающие меньшинства не могут этого достичь.

Но. Политические партии выступают как выразители интересов центров политической силы – региональных элит. Перспектива интеграции региональных групп с этническими таит угрозу для единства страны.

Как это рассматривается в украинском и международном законодательстве.

В 1992 г. Декларация ГА ООН о правах лиц, которые принадлежат к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Право представителей меньшинств участвовать в культурной, общественной, политческой жизни, в принятии решений касательно своей судьбы на общегосударственном и региональном уровнях, создавать собственные ассоциации.Субъект права – лица, относящиеся к национальным меньшинствам.

В Европе – 1)Копенгагенское совещание по вопросам человеческого измерения ОБСЕ (1990) Право создавать ассоциации и организации, участвовать в определении государственной политики касающейся их.

2.) Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, принятая Советом Европы (1992).

3) Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Совет Европы (1994). Право осуществлять данные права как единолично так и с другими.

4_ Лундские рекомендации ОБСЕ (1999) – эффективное участие меньшинств в общественно-политической жизни. Партии создавать можно, но это не очень хорошо и это временное явление, показывающее, что другим способом реализации своих интересов этническая группа не добьется.

5. Рекомендации ПАСЕ 1201 (1993) Первым правом национальных меньшинств является создание собственных организаций наряду с партиями.

6. Варшавские рекомендации 2001 Если не содержат действий и призывов к насилию, угрозы национальной безопасности, андидемократичных действий, то можно. Мобилизация меньшинства для достижения его целей – это нормально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: