Проблема урбанизации

Латинское слово «Urbs» - город - известно давно. Но термины «урбанизм» и «урбанизация» появились сравнительно недавно. Урбанизация – это процесс миграции населения на жительство в города. Урбанизация - процесс объективный, закономерный, отвечает потребностям общества. Неоспоримы социально-экономические преимущества городских форм расселения людей.

До 1950г. более быстро росло население небольших городов, а в последнее время берет верх тенденция концентрации населения в крупных городах. Возрастает число городов с миллионным и более населением. В середине XIX века таких городов в мире было всего 4, в 1920г. их стало 25, в 1950г. - 90, в 1960г. - 140, в 1970г. - свыше 15013. Происходит не только рост отдельных городов, но и срастание их между собой, появляются гигантские городские образования, получившие название мегаполисов (слившихся между собой). Первый гигантский мегаполис сложился на Атлантическом побережье США и по своим кратким образующим узлам - Бостон и Вашингтон - получил название Босваш, длина его составляет 850 км и в нем проживает 35 млн. человек. Лос-Анджелес протянулся на 120 км в длину и 60 км в ширину вдоль побережья Тихого океана и устремился навстречу к Сан-Франциско. В большом Токио (Токио - Иокогама) живут 25 млн. человек, в Мехико - 18 млн. В будущем процесс образования мегаполисов будет продолжаться.

В Республике Казахстан число городов, особенно больших и крупных, росло быстро в годы ускоренного, развития промышленности и транспорта, а также освоения целинных и залежных земель. Согласно прогнозным данным, в Казахстане число городов в ближайшее время существенно не изменится, однако количество жителей в них увеличится до 12 млн. человек, или почти 65% населения страны будет жить в городах. Высокий удельный вес городского населения создает дополнительные трудности в деле сохранения окружающей природной среды и обеспечения ее нормального функционирования. Плотность населения в городах, особенно в таких крупнейших, как Алматы и Караганда, исключительно высокая и составляет около 200 человек на 1 км2. Экологическая обстановка в них очень сложная и требует постоянного контроля и наблюдения.

Процесс урбанизации создает большую экологическую нагрузку на городскую среду и ее пригороды. Городской транспорт, особенно автомашины, представляют серьезную опасность для здоровья людей. Выхлопные газы и шум раздражающе действуют на человека, кроме того, выбросы токсичны. Масса людей вынуждена дышать отравленным воздухом. Заболеваемость среди горожан в 2 раза выше, чем сельчан. Постоянное увеличение промышленных и бытовых стоков, их химизация приводят к загрязнению естественных водных источников, истощению их запасов. Из-за частого отсутствия биологической очистки городские стоки загрязняют реки и озера, превращая их в сточную канаву.

Проблема оздоровления городской среды занимает умы многих людей, и с давних пор. Архитектурно-строительная экология выработала ряд рекомендаций по этой проблеме, осуществление которых поможет создать более-менее здоровую городскую среду. Прежде всего, каждое государство должно иметь принципиальную схему расселения населения страны с долгосрочной научно обоснованной концепцией развития городов и населенных пунктов в масштабе государства, учетом перспектив развития и размещения производительных сил страны.

Для каждого региона разрабатывается схема районной планировки, учитывающая климатические, ландшафтные и другие особенности региона, необходимость сохранения природной среды, характерной для этих мест. Заводы и фабрики размещают ниже города по течению реки ради сохранения в чистоте речных стоков в городской черте, учитывают направление господствующих ветров, для того чтобы защитить жилые районы от дыма и копоти заводских труб.

Для каждого города разрабатывается генеральный план развития как необходимое условие улучшения застройки и оздоровления городской среды. В нем предусматривается размещение жилья, коммунально-бытовых объектов, промышленных предприятий, благоустройство, обводнение и озеленение территории, размещение гаражей и стоянок автомашин, методы удаления и транспортировки городского мусора до места обеззараживания.

Проекты планировки и застройки городов и населенных пунктов разрабатываются в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, предусматриваются меры по охране воздушного бассейна от вредных выбросов, охране источников водоснабжения и водоемов и почвы от загрязнений, снижению уровня шума и вибраций, электромагнитных излучений и улучшению санитарно-гигиенических условий проживания.

Важное место в планировании и застройке отводится зонированию городской территории; зоны делятся на промышленную, санитарно-защитную, жилую, коммунально-складскую, внешнего транспорта и пригородную.

Главной задачей градостроительной экологии является оптимизация и экологизация городов с целью создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения и сохранения окружающей природной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: