Бедность и неэквивалентность использования дохода

Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Эта проблема порождает социальное напряжение, а проще говоря, - враждебное отношение бедных к богатым. Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: неравенство доходов и неравенство богатства.

Причинами такого положения вещей являются:

- разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);

- разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом)

- разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества. Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению экономического неравенства способствуют также налоги на имущество и наследство.

Наконец, еще один важнейший способ смягчения экономического неравенства – это передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи.

Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому перейдем к проблеме бедности.

Бедность не поддается точному определению. Но в широком смысле мы можем сказать, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Потребности семьи определяются многими факторами: ее размером, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т.д. Средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, собственности и т.д. Определение бедности, принятое соответствующими правительственными органами, основано на размере семьи.

Состав людей, которые живут в бедности, неоднороден – их можно обнаружить во всех регионах, эта категория охватывает большое количество сельских и городских жителей, молодых и старых. Этот факт существенно осложняет определение целей государственной политики.

Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы. Эта помощь осуществляется, как правило, в форме различного рода программ социальной поддержки.

Первый и самый очевидный способ такой поддержки – дать бедным дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров бесплатно, либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно решают с помощью социальных трансфертов, т.е. денежных и материальных пособий беднякам, формируемых за счет средств, собранных с состоятельных граждан страны.

9.6 Проблема энергетического кризиса и пути её решения

Отрасли топливно-энергетического комплекса служат базовыми отраслями народного хозяйства; они образуют важнейший элемент инфраструктуры экономики регионов, территориально-промышленных комплексов и промышленных узлов. Однако уже сейчас ощущается нехватка энергетических ресурсов.

В Казахстане, по экспертным оценкам, действующие электростанции смогут обеспечивать энергопотребность республики лишь до 2009 года. Рост энергопотребления начался с 2000 года – ежегодно на 4…6%. Так, в 2007 году этот показатель составил 76,4 млрд кВт*ч, в 2008г. – уже 82 млрд кВт*ч. Согласно прогнозным оценкам, к 2010 году электропотребление может превысить 95 млрд. кВт*ч, к 2012 году – 125 млрд. кВт*ч.

При нынешних темпах роста электропотребления уже в ближайшее время могут возникнуть проблемы по электроснабжению многих регионов Казахстана, особенно это касается юга страны. Ресурсы действующих на сегодняшний день в Казахстане электростанций находятся практически на нуле – от 10 до 40% в среднем. Износ электрических сетей превышает 65%, а работа ТЭЦ на пределе своих возможностей, кроме того, грозит тепловым кризисом – ведь на эти станции приходится около 40% общей выработки теплоэнергии. Между тем мощности альтернативных источников на период особенно высоких нагрузок хватает лишь на покрытие менее 12% суммарного объема потребления энергии в стране.

Надо отметить, что в Казахстане на угрозу энергетического дефицита отреагировали достаточно быстро и решительно. На подготовительные работы по строительству 3-го энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 было в 2008 году выделено 22 млрд. тенге. В Павлодарской области в начале февраля 2008 года прошли публичные слушания по вопросу строительства на Экибастузской ГРЭС-2 3-го и 4-го блоков мощностью по 500 МВт каждый.

Намечается также строительство новых электростанций. Предполагается строительство новой АЭС на месте Мангыстауского атомного энергетического комбината (МАЭК). Намечается строительство нескольких ГЭС: Мойнакской, Кербулакской, Булакской, а также Курумчинского каскада, общей мощностью в 1392,7 МВт.

Планируется строительство новых тепловых электростанций: Карагандинской ТЭЦ-4, Балшахской ТЭС, Астанинской ТЭЦ-3, Семипалатинской ТЭС, Костанайской ТЭС. Мощность станций, на которые уже подготовлены проекты, составляет 1840 МВт.

Кроме того, подходят к завершающей стадии другие крупные проекты в энергетике, в частности, начатое в 2004 году строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита «Север–Юг» общей протяженностью 1115 км. ЛЭП-500 позволит увеличить передачу мощности от Экибастузских ГРЭС в южные области с 650 МВт до 1350 МВт. Стоимость проекта составляет 41,4 млрд тенге, срок ввода ЛЭП – 2008–2009 год. То есть, достройка новой ЛЭП позволит передать на юг Казахстана в два раза больше электроэнергии, что существенно сгладит остроту нехватки электроэнергии, а в дальнейшем дефицит энергии будет сокращаться вступлением в строй новых энергоблоков и электростанций.

Однако, учитывая исчерпаемость горючих полезных ископаемых, следует активнее использовать альтернативные источники энергии (см. раздел 2.6), ориентировать производство на использование энергосберегающих технологий, принимать меры для сохранения и рационального использования уже имеющихся энерго- и теплоресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: