Прибыль сельскохозяйственных предприятий.
Особенности планирования, учета и калькулирования издержек производства в сельском хозяйстве.
Сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся к двум календарным годам. При определении себестоимости затраты данного календарного года распределяются между продукцией этого года и продукцией будущего года. Кроме того, сезонность сельскохозяйственных работ обусловливает необходимость исчисления себестоимости не только по видам продукции, но и по видам работ. Планирование осуществляется в такой последовательности: сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота, а затем с учетом урожайности и продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции.
При планировании себестоимости продукции рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 руб. валовой (товарной) продукции.
Плановую себестоимость единицы продукции исчисляют делением плановых затрат на производство всей продукции соответствующего вида на ее объем в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах).
Учет затрат в сельскохозяйственном производстве осуществляется на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.
В арендных и кооперативных предприятиях, а также крестьянских хозяйствах основными первичными документами учета могут быть чековая книжка, лицевой счет, книга доходов и расходов, декларация доходов и расходов.
В практике различают общую (балансовую) прибыль сельскохозяйственныхорганизаций, характеризующую общий результат финансовой деятельности, и от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг). Прибыль от реализации представляет собой разность между суммой выручки и полной себестоимостью реализованной продукции.
На общую (балансовую) прибыль, кроме реализации продукции, также влияют внереализационные доходы и поступления, расходы и потери.
Структура основных производственных фондов
Структура основных производственных фондов зависит прежде всего от особенностей данной отрасли. Поэтому с учетом специализации разные сельскохозяйственные организации, предприятия, объединения имеют и разную структуру таких фондов.
Структура основных фондов зависит также от технического уровня. Чем выше уровень механизации процессов, тем выше и удельный вес машин и оборудования. Чем рациональнее организованы внутрихозяйственные подразделения, особенно при централизации использования транспорта, тем ниже и удельный вес транспортных средств.
Одной из основных особенностей структуры основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения по сравнению с основными производственными фондами промышленно-производственного назначения является то, что в них наряду со средствами труда, присущими и другим отраслям, функционируют также специфические средства труда – разные виды животных и многолетних насаждений. Удельный вес этих средств в структуре основных производственных фондов особенно велик в межхозяйственных животноводческих организациях, а также в совхозах – заводах и других организациях агропромышленного типа. Стоимость специфических основных производственных фондов (животных, многолетних насаждений) до определенного момента, зависящего от физиологических процессов, не только не уменьшается в процессе использования, но даже возрастает.
Эта специфика накладывает определенный отпечаток и на воспроизводство соответствующих основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения: если все прочие основные производственные фонды могут находиться непрерывно в эксплуатации вплоть до снашивания, то, например, многолетние насаждения в течение года активно функционируют лишь в пределах вегетационного периода.
Любое сельскохозяйственное производство систематически нуждается в денежных средствах для капитального ремонта и модернизации действующего оборудования, производственных помещений, машин и т.д. В этих целях создается амортизационный фонд, который используется как для полного возобновления средств труда (реновация), так и для частичного (капитальный ремонт, модернизация).
Амортизация не начисляется на продуктивный скот и в том случае, если основные фонды находятся на консервации.
Оборотные средства и пути их оборачиваемости. Одна из функции организации финансов сельскохозяйственных предприятий – регулирование движения оборотных средств, которые совершают непрерывный кругооборот, последовательно переходя из денежной формы в товарную, из товарной в производственную, затем опять в товарную и денежную. созданный продукт.
В соответствии со сложившейся системой учета оборотные фонды сельскохозяйственных организаций подразделяются на следующие группы:
q Производственные запасы, т.е. предметы труда, которые еще не вступили в процесс производства и целиком сохраняют свою натурально-вещественную форму. К ним относятся: сырье, закупленное для промышленной переработки (овощи, плоды и т.д.), основные, вспомогательные и ремонтные материалы, топливо, запасные материалы к сельскохозяйственной технике и транспортным средствам, минеральные удобрения, биопрепараты, ядохимикаты, тара.
q Незавершенное производство – предметы труда, которые уже вступили в процесс производства, но еще окончательно не обработаны, так как сельскохозяйственное производство требует длительного периода. Например, затраты под урожай будущего года.
q Молодняк животных и животные на откорме. Эта группа включает стоимость молодняка всех видов, взрослого скота, выбракованного из основного стада и находящегося на откорме, взрослой птицы, зверей, кроликов, пчел.
q Расходы будущих периодов – затраты на освоение новой техники, изготовление опытных образцов продукции, (например, нового вида консервов и т.п.), а также на подготовительные работ по освоению новых производств.
Фонды обращения включают готовую продукцию, товары отгруженные, но неоплаченные, материалы в пути, средства в расчетах (задолженность, числящаяся за разными организациями и отдельными лицами, прочие виды задолженности по основной деятельности); денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и текущих счетах, в аккредитивных и лимитированных чеках.
Оборотные средства в сельском хозяйстве по сравнению с оборотными средствами в промышленности имеют важную особенность. Такие составные их элементы, как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма, органические удобрения и другие, постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в реализацию и остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, то это влияет на их величину и продолжительность оборота.
В зависимости от особенностей отдельных элементов оборотных фондов по каждому из них устанавливается определенный порядок нормирования.
5.Особенности финансов транспорта.
Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.
Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:
q продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;
q транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;
q цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
q в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;
q продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;
q транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда – из формы кругооборота капитала выпадает товар Т в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, т.е. перевозка;
q в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;
q характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т.е. наличием «сезонных пиков»).
Формула кругооборота транспорта такова:
РС
Д – Т … П – Д’,
СП
где: РС – рабочая сила;
СП – средства производства.
Она показывает особенности саморегулирования транспорта: отсутствие готового продукта в виде вещественного товара Т, совпадение во времени акта производства и потребления продукции, отсутствие в составе средств производства сырья.
Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного производства.
Транспорт – составная часть всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного.
Распределение грузооборота и грузовых перевозок по видам магистрального транспорта России представлено в табл. 14.1.
Таблица 12.1. Грузооборот и перевозки грузов транспортом общего пользования России в 2004 году.¹
Виды транспорта | Грузооборот, млрд. т. км | Перевозки грузов, млн.т. | ||
Всего | в % к итогу | Всего | в % к итогу | |
Железнодорожный | 1 802 | 41,23 | 1 221 | 42,56 |
Автомобильный | 0,64 | 17,22 | ||
Трубопроводный | 2 413 | 55,20 | 1 024 | 35,69 |
Морской | 1,08 | 0,63 | ||
Внутренний водный | 1,78 | 3,87 | ||
Воздушный | 0,07 | 0,90 | 0,03 | |
Всего | 4 371 | 2 868,90 |
Железнодорожный транспорт:
· регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;
· высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении;
· как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным и морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
· более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузоперевозок и т.п.);
· высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.
Автомобильный транспорт:
· более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов и высокая маневренность;
· возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций;
· регулярность и хорошая маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования, чем железнодорожным и речным транспортом;
· способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя или грузополучателя;
· меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.
Трубопроводный транспорт:
· самая низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным в 3 раза, водным – более чем в 2 раза);
· наименьшие капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.
Протяженность сети трубопроводов составляет более 200 тыс. км. Большое значение имеет развитие газопроводного транспорта, протяженность сети которого более 150 тыс. км. По газопроводам газ поступает к потребителям России, части ближнего и дальнего зарубежья.
Морской транспорт:
· возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами ближнего и дальнего зарубежья;
· более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения;
· меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния).
Внутренний водный транспорт:
· высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);
· невысокие удельные капитальные затраты, расход материала и топлива.
Воздушный транспорт:
· Большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;
· Высокая энергоемкость и зависимость от погодных условий.
Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.