Основной и оборотный капитал сельскохозяйственных организаций

Прибыль сельскохозяйственных предприятий.

Особенности планирования, учета и калькулирования издержек производства в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся к двум календарным годам. При определении себестоимости затраты данного календарного года распределяются между продукцией этого года и продукцией будущего года. Кроме того, сезонность сельскохозяйственных работ обусловливает необходимость исчисления себестоимости не только по видам продукции, но и по видам работ. Планирование осуществляется в такой последовательности: сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота, а затем с учетом урожайности и продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции.

При планировании себестоимости продукции рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 руб. валовой (товарной) продукции.

Плановую себестоимость единицы продукции исчисляют делением плановых затрат на производство всей продукции соответствующего вида на ее объем в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах).

Учет затрат в сельскохозяйственном производстве осуществляется на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.

В арендных и кооперативных предприятиях, а также крестьянских хозяйствах основными первичными документами учета могут быть чековая книжка, лицевой счет, книга доходов и расходов, декларация доходов и расходов.

В практике различают общую (балансовую) прибыль сельскохозяйственныхорганизаций, характеризующую общий результат финансовой деятельности, и от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг). Прибыль от реализации представляет собой разность между суммой выручки и полной себестоимостью реализованной продукции.

На общую (балансовую) прибыль, кроме реализации продукции, также влияют внереализационные доходы и поступления, расходы и потери.

Структура основных производственных фондов

Структура основных производственных фондов зависит прежде всего от особенностей данной отрасли. Поэтому с учетом специализации разные сельскохозяйственные организации, предприятия, объединения имеют и разную структуру таких фондов.

Структура основных фондов зависит также от технического уровня. Чем выше уровень механизации процессов, тем выше и удельный вес машин и оборудования. Чем рациональнее организованы внутрихозяйственные подразделения, особенно при централизации использования транспорта, тем ниже и удельный вес транспортных средств.

Одной из основных особенностей структуры основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения по сравнению с основными производственными фондами промышленно-производственного назначения является то, что в них наряду со средствами труда, присущими и другим отраслям, функционируют также специфические средства труда – разные виды животных и многолетних насаждений. Удельный вес этих средств в структуре основных производственных фондов особенно велик в межхозяйственных животноводческих организациях, а также в совхозах – заводах и других организациях агропромышленного типа. Стоимость специфических основных производственных фондов (животных, многолетних насаждений) до определенного момента, зависящего от физиологических процессов, не только не уменьшается в процессе использования, но даже возрастает.

Эта специфика накладывает определенный отпечаток и на воспроизводство соответствующих основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения: если все прочие основные производственные фонды могут находиться непрерывно в эксплуатации вплоть до снашивания, то, например, многолетние насаждения в течение года активно функционируют лишь в пределах вегетационного периода.

Любое сельскохозяйственное производство систематически нуждается в денежных средствах для капитального ремонта и модернизации действующего оборудования, производственных помещений, машин и т.д. В этих целях создается амортизационный фонд, который используется как для полного возобновления средств труда (реновация), так и для частичного (капитальный ремонт, модернизация).

Амортизация не начисляется на продуктивный скот и в том случае, если основные фонды находятся на консервации.

Оборотные средства и пути их оборачиваемости. Одна из функции организации финансов сельскохозяйственных предприятий – регулирование движения оборотных средств, которые совершают непрерывный кругооборот, последовательно переходя из денежной формы в товарную, из товарной в производственную, затем опять в товарную и денежную. созданный продукт.

В соответствии со сложившейся системой учета оборотные фонды сельскохозяйственных организаций подразделяются на следующие группы:

q Производственные запасы, т.е. предметы труда, которые еще не вступили в процесс производства и целиком сохраняют свою натурально-вещественную форму. К ним относятся: сырье, закупленное для промышленной переработки (овощи, плоды и т.д.), основные, вспомогательные и ремонтные материалы, топливо, запасные материалы к сельскохозяйственной технике и транспортным средствам, минеральные удобрения, биопрепараты, ядохимикаты, тара.

q Незавершенное производство – предметы труда, которые уже вступили в процесс производства, но еще окончательно не обработаны, так как сельскохозяйственное производство требует длительного периода. Например, затраты под урожай будущего года.

q Молодняк животных и животные на откорме. Эта группа включает стоимость молодняка всех видов, взрослого скота, выбракованного из основного стада и находящегося на откорме, взрослой птицы, зверей, кроликов, пчел.

q Расходы будущих периодов – затраты на освоение новой техники, изготовление опытных образцов продукции, (например, нового вида консервов и т.п.), а также на подготовительные работ по освоению новых производств.

Фонды обращения включают готовую продукцию, товары отгруженные, но неоплаченные, материалы в пути, средства в расчетах (задолженность, числящаяся за разными организациями и отдельными лицами, прочие виды задолженности по основной деятельности); денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и текущих счетах, в аккредитивных и лимитированных чеках.

Оборотные средства в сельском хозяйстве по сравнению с оборотными средствами в промышленности имеют важную особенность. Такие составные их элементы, как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма, органические удобрения и другие, постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в реализацию и остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, то это влияет на их величину и продолжительность оборота.

В зависимости от особенностей отдельных элементов оборотных фондов по каждому из них устанавливается определенный порядок нормирования.

5.Особенности финансов транспорта.

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

q продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;

q транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

q цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

q в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;

q продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

q транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда – из формы кругооборота капитала выпадает товар Т в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, т.е. перевозка;

q в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;

q характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т.е. наличием «сезонных пиков»).

Формула кругооборота транспорта такова:

РС

Д – Т … П – Д’,

СП

где: РС – рабочая сила;

СП – средства производства.

Она показывает особенности саморегулирования транспорта: отсутствие готового продукта в виде вещественного товара Т, совпадение во времени акта производства и потребления продукции, отсутствие в составе средств производства сырья.

Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного производства.

Транспорт – составная часть всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного.

Распределение грузооборота и грузовых перевозок по видам магистрального транспорта России представлено в табл. 14.1.

Таблица 12.1. Грузооборот и перевозки грузов транспортом общего пользования России в 2004 году.¹

Виды транспорта Грузооборот, млрд. т. км Перевозки грузов, млн.т.
Всего в % к итогу Всего в % к итогу
Железнодорожный 1 802 41,23 1 221 42,56
Автомобильный   0,64   17,22
Трубопроводный 2 413 55,20 1 024 35,69
Морской   1,08   0,63
Внутренний водный   1,78   3,87
Воздушный   0,07 0,90 0,03
Всего 4 371   2 868,90  

Железнодорожный транспорт:

· регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

· высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении;

· как правило, более короткий путь движения грузов по сравнению с речным и морским транспортом, сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;

· более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом и высокая маневренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузоперевозок и т.п.);

· высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния, особенно маршрутами.

Автомобильный транспорт:

· более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов и высокая маневренность;

· возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций;

· регулярность и хорошая маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования, чем железнодорожным и речным транспортом;

· способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузоотправителя или грузополучателя;

· меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.

Трубопроводный транспорт:

· самая низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным в 3 раза, водным – более чем в 2 раза);

· наименьшие капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Протяженность сети трубопроводов составляет более 200 тыс. км. Большое значение имеет развитие газопроводного транспорта, протяженность сети которого более 150 тыс. км. По газопроводам газ поступает к потребителям России, части ближнего и дальнего зарубежья.

Морской транспорт:

· возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами ближнего и дальнего зарубежья;

· более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения;

· меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния).

Внутренний водный транспорт:

· высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);

· невысокие удельные капитальные затраты, расход материала и топлива.

Воздушный транспорт:

· Большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;

· Высокая энергоемкость и зависимость от погодных условий.

Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: