Полномочия и их виды

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ.

В процессе департаментализации создаются различные организационные подразделения. Управление производственными и технологическими процессами, протекающими в рамках подразделений, осуществляется ими самими, но для того чтобы организация успешно функционировала в целом, деятельность самих подразделений должна также координироваться, для чего создаются специальные управленческие подразделения или должности. Таким образом, управленческая структура организации состоит из двух элементов: органов управления непосредственно производственными процессами и органов общего управления – то есть, деятельностью организации в целом и ее управленческими звеньями.

Чем глубже разделение труда, больше размеры организации, разнообразнее ее виды деятельности, тем сложнее ее общая, а соответственно и управленческая структура. Это обусловлено, с одной стороны, многообразием производственных и технологических взаимосвязей как таковых; а с другой, растущим числом подразделений, работу которых необходимо координировать.

В построении организационных структур большую роль играет диапазон контроля, то есть предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять. Средняя величина диапазона контроля составляет 7-10 объектов. На высших этажах управления он равен 4-5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20-30 и даже значительно больше. На практике его величина зависит от характера деятельности - чем она сложнее, тем уже диапазон контроля, и наоборот. При неизменной численности работников диапазон контроля непосредственно определяет количество подразделений в организации, уровней управления ею, а следовательно, и сложность управленческой структуры, т.е. превращение «плоских» структур а «высокие».

На практике рост управленческих структур в высоту происходит гораздо быстрее, чем расширение самой организации, поскольку специализация приводит к тому, что оптимальное число объектов управления, диктуемое ею, оказывается меньше возможного диапазона контроля, который, таким образом, не "выбирается" полностью. Сегодня в крупных западных фирмах число уровней управления достигает 13-17, что граничит с управленческое катастрофой.

Каждый элемент структуры управления организацией - подразделение или должность - является носителем определенных управленческих ПОЛНОМОЧИЙ, передаваемых им руководителем /'собственником/ организации при их создании.

Полномочия - это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Круг закрепленных полномочий определяет КОМПЕТЕНЦИЮ структурного подразделения или должности в решении определенных проблем.

Процесс передачи полномочий называется ДЕЛИГИРОВАНИЕМ.

Полномочия бывают: властные /распорядительные/, рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

ВЛАСТНЫЕ \распорядительные\ - их обладатели имеют право принижать решения обязательнее для исполнения теми, кого они касаются, а также распределять ресурсы и использовать их в интересах организации.

Властные полномочия являются главными. В результате их распределения образуется командная цепочка – неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность.

Властные полномочия бывают линейные и функциональны е.

ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ предполагают наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненными, в рамках которой первые могут предписывать вторым что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечивать достижение поставленной цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения управленческих решений, регулирующих деятельность работников подчиненных другим /линейным/ руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами то, как действовать, чтобы; достичь целей. Для соблюдения принципа единоначалия, эти полномочия строго регламентируются и распространяются только на один уровень вниз. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты /гл. бухгалтер, гл. экономист, гл.инженер, проректор и т.д./ и руководители соответствующих служб /плановой, маркетинговой и пр./.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ - их обладатели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям и исполнителям, но в отличие от предыдущих, эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Такими полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и пр.

КОНТРОЛЬНО-ОТЧЕТНЫЕ - предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты, вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.

КООРДИНАЦИОННЫЕ - связаны с выработкой и принятием совместных решений. Лицо или подразделение, которое наделяется данными полномочиями, имеет право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целим организации. Этими полномочиями обладают различного рода комитеты и комиссии, созданные на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем.

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ - их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных и функциональных полномочий. Они бывают предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений руководителей действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. Но руководители могут игнорировать мнение юриста, беря на себя всю полноту ответственности за возможные негативные последствия.

БЛОКИРУЮЩИМИ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ - обладают те лица без подписи которых документы не имеют законной силы. Например, гл.бухгалтер, без согласия которого, оформленного в виде личной подписи, вообще не может быть принято решение, реализация которого связана с затратами денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: