ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
Главная цель управления организацией состоит в том, чтобы в каждый данный момент и в разумной перспективе структура организации соответствовала целям организации и способствовала наиболее полному использованию имеющихся ресурсов и возможностей.
Необходимо помнить, что не существует оптимальной для всех ситуаций структуры организации. Как и во всех процессах управления, в создании и развитии организации, существуют лишь СТРУКТУРА НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩАЯ ДЛЯ ДАННОЙ СИТУАЦИИ.
При создании и совершенствовании организационных структур необходимо придерживаться следующих принципов:
1.Целесообразность – подразделения и должности создаются только для решения конкретных проблем, а не для создания новых руководящих должностей.
2.Оптимальность – состоит в создании минимального \оптимального\ числа звеньев управления.
3.Оперативность – максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя.
|
|
4.Гибкость – обеспечение способности к быстрой реакции на изменения.
5.Четкое обособление составных частей структуры \состава ее подразделений, потоков информации, выполнения обязанностей и пр.\.
6.Надежность – бесперебойность связи, отсутствие искажения команд и информации и пр.
7.Экономичность – затраты на управление должны быть минимальными.
8.Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.
9.приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
10.Устойчивость структуры – неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования всей системы и ее элементов.
В различных организациях, с учетом специфики их работы, используются и другие принципы построения и показатели эффективности, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Лекция 3. ТЕМА 3: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Целенаправленность - основная черта любой человеческой деятельности. ЦЕЛЬ - это желаемое будущее состояние объекта, его образ. Это состояние, как правило, выражено комплексом параметров, которые с большей или меньшей степенью достоверности описывают его.
В системе управления цели выполняют ряд важных функций:
I.Отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития.
2.Уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентиром в окружающем мире.
|
|
3.Составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников.
4.Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа явились результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виноватых в том, что эти мечты оказались обманом.
5.Официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды. Так, сооружения АЭС связывают с возможностью предотвращения энергетического кризиса, обусловленного нехваткой углеродного топлива и угрожающего существованию цивилизации.
Успешная реализация перечисленных функций возможна при условии, что цели организации отвечают определенной совокупности требований, предъявляемых к ним. Цели должны быть:
I.Конкретными, представленными по возможности не только качественно, но и в количественных показателях. Такие цели легче воспринимаются людьми; их легче согласовывать, устранять между ними конфликты; они являются хорошей основой составления планов.
2.Реальными, но трудно достижимыми. Не реальные и легко достижимые цели не стимулируют людей.
3.Понятными исполнителям и однозначно сформулированными.
4.Гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации.
5.Признаваемыми в качестве своих личных целей членами организации, условием чего является их известность, понятность, близость большинству членов организации.
6.Проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать людей.
7.Совместимыми друг с другом во времени и в пространстве.
8.Не должны носить разрушительный характер /насильственное объединение, коллективизация, приватизация/. Такие цели способны отбросить объект и систему управления назад,
Вся работа по определение и выработке целей является важным элементом искусства управления, главной задачей, менеджмента и исходным моментом в деятельности менеджера.