Понятие полномочия

Два варианта:

- публично-властные полномочия – которыми наделены органы и должностные лица публичной власти – государственной власти и местного самоуправления.

- частноправовые полномочия – которыми одно частное лицо наделяет другое частное лицо в силу доверенности, договора поручения итд.

Это разные категории. Но полномочия в частном праве и в публичном праве имеют много общих характерных черт. Это не субъективные права, это не мера свободы, а определенная возможность поведения, которая предоставляется лицу другим субъектом, и этот субъект является носителем субъективного права, и эти полномочия предоставляются ему уполномоченным лицом в целях реализации субъективного права.

Публично-правовые полномочия: все лица, объединённые в государство, имеют субъективные права. Эти субъективные права предполагают возможность защиты субъективного права Для защиты своих естественных неотчуждаемых прав частные лица учреждают государство, которое они управомочивают защищать свои права (жизнь, безопасность, собственность…).

То же самое, по сути, мы имеем в частноправовом отношении.

Таким образом, полномочие, в отличие от субъективного права, всегда конкретно, условно и производно, то есть производно от воли лица, обладающего субъективным правом, в целях реализации которого и предоставляется полномочие.

Конкретный объем прав публичного лица определяется закрепленным статусом.

Объем полномочий не меняется в случае передоверия…

Таким пониманием полномочий как тех субъективных прав, которыми характеризуется положение публично-правовой роли - можем сказать, что эта публично-правовая роль – это специальный правовой статус (совокупность публично-властных полномочий, предоставленных определенному органу, должности). Эти полномочия не могут быть представлены в виде общего правового статуса, абстрактных субъективных прав, так как у должностных лиц и государственных органов нет изначально никакой свободы.

Во-вторых, можно говорить о полномочиях, которые образовывали бы индивидуальный правовой статус. У Президента специальный правовой статус президента, который предусмотрен нормативными правовыми актами. У В.В.Путина правовой статус индивидуальный, так как он собственник чего-то и чей-то муж. Если статус президента меняется, то меняется именно как специальный правовой статус.

Специальные полномочия могут быть предоставлены как правовые возможности, предоставляемые лицу, осуществляющему ту или иную правовую роль для реализации первичных субъективных прав иных лиц. Не для реализации своего общего правового статуса. Получается, что публично-властные полномочия всегда зафиксированы на уровне правовой нормы, а полномочия в сфере частного права могут быть зафиксированы на уровне правовой нормы или определены в форме договорного регулирования или индивидуального публично-властного регулирования, когда полномочия определенного лица вытекают из публично-властного правового акта.

Таким образом право рассматривается на уровне его содержания.

Законный интерес и полномочие – явления, сходные с субъективными правами, но не тождественные им. Могут рассматриваться как вторичные субъективные права, но всегда условные и октроированные

Помимо содержания каждое правовое явление имеет свою форму. Это содержание в виде правовой нормы и субъективного права всегда выражается в триединой форме:

- правоотношения,

- правосознание,

- юридический текст.

Любая правовая норма существует в виде юридического текста, в котором фиксируются правила поведения. Одновременно правовая норма проявляется в виде правоотношения. Правовая норма – требование должного поведения, которое является социально типичным поведением. Если норма не реализуется в правоотношении, это не норма, а попытка законодателя создать правовую норму, которая не удалась.

«Пока правила только в книгах-законах, это ещё не правила, так как это ещё не норма…»

Кельзен: норма должна быть не только действительной, но и действенной. Для того, чтобы правило поведения было сформулировано и реализовано, оно должно пройти через правосознание, так как без участия сознания человека невозможно ни формулирование, ни поведение в соответствии с текстом.

Права и обязанности существуют в виде юридического текста, правоотношений, в которых реализуются, правосознания, благодаря которому формулируются и реализуются.

Сначала люди ведут себя определенным образом, затем субъективные права признаются, формулируются и становятся правовой нормой.

Вместе с тем, наличие юридического текста как внешней формы правового явления подчёркивает развитость правовой системы и формальную определенность.

Правовая норма не всегда закрепляется в виде текста (есть обычные итп.).

Формальная определенность – в том, что правовая норма представляет из себя такую модель поведения, которая, с одной стороны, является достаточно определенным правилом поведения (не принципом, не общим направлением поведения, как мораль), во-вторых, сформулировано формально: указаны признаки ситуации и поведение в ней.

Текстуальное воплощение правила поведения является одним из признаков формальности права.

Юридические тексты, в которых выражены правовые нормы, субъективные права и обязанности, могут быть нормативными (выражающими нормы права – первичные и вторичные) и индивидуальными (выражающими индивидуальные права и обязанности).

Эти юридические тексты, в которых выражены нормы права и субъективные права, необязательно носят авторитетный характер. Этот текст должен быть для адресата авторитетным, чтобы согласились, что это выражает нормы права или права и обязанности.

Авторитетность может быть официальной или неофициальной.

Авторитетные официальные тексты – это государственно-властные юридические тексты – нормативные или ненормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти или… которым право издания их предоставляет орган государства.

Другие виды: авторитетность проистекает не из того, что изданы органами государственной власти, а из других причин. Социальный авторитет. Текст рассматривается как авторитетный в силу признания некой общностью авторитетности этого текста.

Доктрина – авторитет связан с личностью автора. На Блэкстона можно ссылаться в судах.

Индивидуальные правовые тексты тоже могут быть авторитетными не в силу их официальной властности, а в силу иных причин. Индивидуальный юридический текст, который не является официально-властным – как правило, договор. Авторитетность его проистекает из взаимного признания и согласования сторонами его текста. Есть и другие тексты, которые для подкрепления авторитетности нуждаются в той или иной форме государственного санкционирования (доверенность, завещание).

Официальные, но не государственно-властные тексты. В современном обществе доминирующим видом авторитетных юридических текстов являются официально-властные, а остальные нуждаются в санкционировании, чтобы рассматриваться в качестве источника права в формальном смысле.

1) Один из видов государственного санкционирования – по умолчанию. Государство в принципе не препятствует тому, чтобы стороны регулировали те или иные отношения с помощью договора. Функционирует до тех пор, пока не возникает споров, за разрешением которых люди обращаются в государственные органы. Тут возникает проблема: признает ли суд ваши права и обязанности в качестве юридических прав и обязанностей, и ваш источник в качестве источника в формальном смысле.

Ещё способы санкционирования (способы официально-властного санкционирования не официально-властных юридических текстов):

2) указание в законе на то, что эти отношения могут регулироваться текстами, не являющимися официально-властными. (Напр. работами Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина, а также тех юристов, на которых они ссылались – закон о цитировании, 426 г., Рим). Прямое указание на то, что определенные тексты признаются судами источником права наравне с государственно-властными актами.

От этого санкционирования нужно отличать фактическое воспроизведение в законе положений обычаев или договоров: тут действует закон.

3) Путём признания и защиты судом субъективных прав и обязанностей, вытекающих из тех или иных официальных или иных неофициальных юридических текстов (обычаев, договоров). НО: отсутствует положение, уполномочивающее ссылаться на Блэкстона, однако в суде всё равно на него ссылаются.

Триединая форма реализации права (правоотношение – правосознание – юридический текст) признаётся правом тогда, когда в нём выражается правовое содержание, то есть соответствие принципу формального равенства. Этим отличается это восприятие формы проявления права в либертарной концепции правопонимания от социологического позитивизма, где любой текст, любое содержание образуют правила поведения независимо от характера этих правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: