Структура, методы определения и ранжирования целей

Целей у организации множество, в совокупности они образуют систему. Но достигнуть их всех сразу нельзя. Для определения их приоритетности и составления на этой основе планов деятельности, цели нужно в начале определить, затем классифицировать и ранжировать.

Цели организации или ее подразделений метут быть определены автократическим либо демократическим способом /централизовано или децентрализовано\.

Автократический способ предполагает определение целей сверху, то есть менеджерами высшего уровня. При этом цели определяются для всех уровней и подразделений, и имеют для них силу закона /обязательны для исполнения/. Этот способ имеет позитивные и негативные черты. ПОЗИТИВНЫЕ - четкое формулирование и взаимосвязь целей всех уровней, обеспеченность их выполнения ресурсами, выделяемыми сверху. НЕГАТИВНЫЕ - недостаточный учет особенности деятельности подразделений, слабое развитие инициативы людей, выполняющих поставленные цели.

При демократическом способе эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ установление целей может осуществляться двояко: сверху вниз, как конкретизация на низших уровнях целей, сформулированных на верхних. И снизу вверх, как обобщение верхними уровнями целей, выработанных нижними. Но в любом случае все эти процессы направляются и контролируются высшим руководством.

ЦЕЛИ подразделяются:

1.По уровню, к которому относятся - 0БЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ.

Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности.

В состав общих входит, прежде всего, генеральная цель, которая называется миссией, и несколько общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Миссия дает представление окружающим о данной организации, о ее философии, имидже. Она способствует установлению определенного внутрифирменного климата, создает основу для формулирования более конкретных целей - общих и специфических, а также выработки стратегии и политики. Миссия устанавливается на длительный период и имеет, как правило, лишь качественное выражение.

Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, оптимальной рентабельности, завоевание рынков, разработку новых направлений развития и деятельности.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно, они охватывают уже средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. Бывают: ОПЕРАЦИОННЫЕ /ставятся перед отдельными работниками/ и ОПЕРАТИВНЫЕ /перед подразделениями/.

2.По степени важности для организации: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ, ТЕКУЩИЕ.

Стратегические – определяют направления и характер деятельности на длительный период времени.

Тактические - являются промежуточными по отношению к стратегическим и отражают этапы их достижения.

Текущие - определяются исходя из тактических и выражаются количественными показателями на конкретный период. На основе их формулируются ЗАДАЧИ - конкретные, персонифицированные задания по выполнению целей.

3.Исходя из периода времени, необходимого для их реализации, цели бывают: долгосрочные /свыше 5 лет/, средне срочные /от 1 до 5 лет/, краткосрочные /до 1 года/ и оперативные /от месяца до смены/.

4.По содержанию: технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые и пр.

5.По форме выражения: характеризуемые количественными показателями и описываемые качественно.

Для ранжирования целей используются методы: «дерево целей», тактика «наползания целей» кроме того цели можно ранжировать: по вкладу в миссию организации, по возможности их достижения в заданный срок, по величине выгоды, по числу попутно решаемых проблем, или возникающих неблагоприятных последствий.

Основными формами планирования целей являются: обзор ситуации, опережающее планирование, целевое планирование.

27.НЕКОТОРОЕ ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В ПЛАНИРОВАНИИ /стратегия, тактика, политика, правила и процедуры/.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - умение предсказыватъ будущее с достаточной степенью вероятности. Основа стратегии.

СТРАТЕГИЯ - общая концепция того, как достигаются цели организации, решается стоящие перед ней проблемы, и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.

КУРС ДЕТСТВИЯ /тактика/ - система целей и ориентиров, которых организация должна придерживаться в повседневной деятельности. Он ограничивает область принятия решений и обеспечивает их соответствие целям, придает единую структуру разным типам планов,

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ в той или иной сфере - эта курс действии, дополненный практическими ограничениями, чаще всего официально не объявленными. Например, курс на повышение качественного состава персонала, дополненный ограничениями по возрасту, полу, национальному признаку, является кадровой политикой организации.

ПРАВИЛА - нормы поведения и способы выполнения действий в той или иной ситуации в определенной последовательности, но без указания сроков. Управлять с помощью правил легче, цель правил - дать больше определенности. Цель ограничения числа правил - достичь большей гибкости

ПРОЦЕДУРА - набор правил, выполняемых в определенной последовательности, процедурой является, например, сдача экзамена, посещение врача и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: