Под СТРАТЕГИЕЙ понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Стратегия включает: систему целей, приоритеты распределения ресурсов, правила осуществления управленческих действий /подбора персонала, методов оценки работы и пр/.
На стратегию влияют: конкурентные преимущества организации, характер выпускаемой продукции и технологии, рынки, организационные факторы, наличие ресурсов, потенциал развития, культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости руководства, рисковость деятельности, качество кадров, внешняя среда, ранее принятые обязательства.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий. Главная из них - ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ - отражает способы осуществления миссии организации. Для особых случаев разрабатываются СПЕЦИАЛЬНЫЕ стратегии, например, стратегия поведения в случае банкротства. Основными рабочими стратегиями являются ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, отражающие пути достижения специфических целей организации.
|
|
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. Если объект представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ. Если такое разделение существует и необходимо обеспечивать скоординированное развитие отдельных частей, речь идет о ДИФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ.
Стратегии связаны с жизненным циклом организации, выделяют: СТРАТЕГИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ, УХОДА С РЫНКА ИЛИ РЕОРГАНИЗАЦИИ.
Основными являются стратегии функционирования и развития.
СТРАТЕГИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ относятся к рыночным /конкурентным/. Их существует множество, но базовыми является три: ЛИДЕРСТВО В СНИЖЕНИИ ИЗДЕРЖЕК, ФОКУСИРОВАНИЕ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
ЛИДЕРСТВО В СНИЖЕНИИ ИЗДЕРЖЕК - суть - удержание издержек на уровне ниже, чем у конкурентов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - компания стремиться к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным большому количеству клиентов. Ценой такого поведения являются более высокие издержки производства продукции.
СТРАТЕГИЯ ФОКУСИРОВАНИЯ основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижения на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализаций одной из названных выше стратегий.
Если стратегии функционирования в первую очередь связаны с деятельностью организации на рынке, то СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ в качестве непосредственного объекта имеют ее потенциал. Выделяют стратегии РОСТА, УМЕРЕННОГО РОСТА, СОКРАЩЕНИЯ и КОМБИНИРОВАННЫЕ.
|
|
РОСТА - присуща организациям, стремящимся в кратчайшие сроки добиться лидирующего положения в чем-либо, а также тем, кто находится на "острие" НТП. Характеризуется высокими темпами увеличения масштабов деятельности /десятки процентов в год/.
УМЕРЕННОГО РОСТА - присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных отраслях /несколько процентов в год/.
СОКРАЩЕНИЯ - может охватывать как всю организацию, так и лишь отдельные подразделения, тогда как остальные функционируют в прежнем режиме. Осуществляется в период перестройки организации и др. критические периоды.
КОМБИНИРОВАННАЯ - включает в себя в том или ином соотношении элементы предыдущих.
Процесс выработки стратегии может осуществляться тремя путями, соответственно выделяют три модели выработки стратегии: ПЛАНОВУЮ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И МЕДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НА ОПЫТЕ.