Стили руководства

Под словом «стиль» понимают ту особенность, которая часто не имеет определенного количественного измерения и воспринимается нами интуитивно как что-то, что отличает один объект от другого. В литературе понятие «стили управления» используется в таких значениях: философия менеджмента, климат в коллективе, модель или система управления, манера поведения руководителей по отношению к подчиненным, техника или технология управления. Таким образом, существует множество определений стиля управления, остановимся на следующем.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – это совокупность наиболее часто применяемых менеджером принципов и методов управления. Или – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к выполнению возложенных на него задач, как контролирует деятельность подчиненных.

Стилей существует множество, в зависимости от того, что берется за основу классификации, выделяют: одномерные, двумерные и многомерные стили управления.

Одномерные стили управления. В качестве критерия берется характер принятия решений. Суть этого метода описания стилей состоит в том, что названные типы управления, в реальной жизни не имеют между собой четких границ, а плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, каждое звено которой становится определенным стилем управления. В целом выделяют 7 вариантов подобных стилей:

- руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнять;

- руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;

- руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;

- руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчиненными;

- руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;

- руководитель принимает решение совместно с подчиненными;

- руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решения.

Двумерные стили. За основу берутся два направления деятельности менеджера: совершенствование организации и налаживание человеческих отношений \совершенствование коллектива\. Сочетание этих направлений, в деятельности менеджера, и образует стиль управления \решетка ГРИД\.

Многомерные стили. Названные выше критерии дополняют использованием таких как: ситуация, четкость структурирования задач, предпочтения и личные качества исполнителей и руководителей, степень их уверенности в своих силах и пр. Например, с точки зрения личных качеств исполнителей выделяют коллективы, которые:

-не могут и не хотят работать;

- могут, но не хотят работать;

- не могут, но хотят работать;

- могут и хотят работать.

Следовательно, стиль руководства зависит от ситуации.

В целом все существующие взгляды по этим проблемам можно условно разделить на следующие направления:

1.Стиль управления вытекает из социально-психологических особенностей менеджера, уровня его подготовки и квалификации, и, хотя может развиваться, существенно меняться не может.

2.Стиль меняться не может и, исходя из стоящих задач, нужно помещать работника в те условия, где он сможет наилучшим образом проявить себя.

3.Стиль может изменяться в зависимости от ситуации и современный менеджер должен владеть всеми стилями руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: