Заключение. Управление совершенствованием управления

Примечание.

Рассматривая стили руководства нельзя не остановиться на нескольких, на мой взгляд, интересных моментах. Изучая взгляды подчиненных на действия руководителя, ученые столкнулись с фактом, что в этих взглядах отражается уже сложившееся у подчиненных ясное представление о том, кто такой эффективный лидер и как он должен действовать в определенной ситуации. Это явление получило название стереотипного лидерства. Стереотип лидера вырастает в сознании людей как набор специфических, а также более общих характеристик.

Подмечено, что помимо институциональных \имидж лидера для определенного типа организаций\ существуют национальные стереотипы лидерства. Например, восточная и азиатская культуры в силу имеющейся в них большой «дистанции власти» приписывают лидеру как необходимые следующие качества: директивность, высокая структурированность заданий, широкое использование тактики манипулирования. Больший упор на участие подчиненных в управлении присущ лидерам в малых странах Западной Европы и Скандинавии, где национальная культура ориентирует людей на небольшую «дистанцию власти». Групповой подход к работе считается типичным для лидеров в странах Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, национальные культуры которых поддерживают дух истинного, а не навязанного коллективизма.

Не менее интересной в этом контексте является и проблема пола в организациях. Разделение по половому признаку происходит как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальное разделение имеет место, когда мужчины и женщины выполняют разные виды работ. Уже традиционно многие профессии являются преимущественно мужскими или женскими. Например, женщины чаще, чем мужчины, работают учителями, медсестрами или библиотекарями. В офисе они занимаются преимущественно рутинной административной работой \должности секретарей и клерков \, в то время как мужчины – творческой, квалифицированной и технической.

Даже когда мужчины и женщины занимают одинаковую должность, чаще всего они имеют различные обязанности и выполняют разные задачи. Например, на Западе мужчины-юристы занимаются преимущественно вопросами корпоративного и хозяйственного права \одна из наиболее престижных областей юридической практики\, а если специализируются на уголовном праве, то их работа требует частых появлений на судебных процессах. Адвокаты-женщины обычно специализируются на бракоразводных делах, вопросах недвижимости и наследования имущества, как правило «привязаны к столу».

В тех случаях, когда на пути профессионального роста и продвижения женщин воздвигаются различные барьеры, мы имеем дело с вертикальным разделением – мужчины находятся на более высоких уровнях власти в организации, а женщины – на более низких. Это связано с тем, что многие ученые не могут объяснить, почему женщины воспринимают социальные реалии по-своему, иначе, чем мужчины, а поэтому постоянно относят их к более низким уровням развития. Женщины воспринимают сложные моральные аспекты более тонко и проницательно, чем мужчины, и принимают моральные решения, основываясь не на принципе «хорошо - плохо», а на принципе «не навреди». Вероятно, женское ощущение правильности решения от природы связано с этикой, заботой. Руководители, которые высоко ценят сильные аналитические способности и решительность, не обращая внимания на способность обеспечивать мягкую межличностную поддержку, возможно, неосознанно продвигают по карьерной лестнице преимущественно мужчин. Аналогичное воздействие оказывают конкуренция, напряженность труда и длительное время работы.

Итак, динамика неравенства по половому признаку – весьма сложный процесс. Исследования на данную тему часто проводят с точки зрения мужчин, в то время как усилия самих женщин получить профессиональное признание и\или изменить принятую в организации практику не замечаются.

Вместе с тем, изменение внутренней и внешней среды организации, борьба женщин за свои права привели к тому, что в настоящее время все больше женщин начинают занимать руководящие посты и не только в фирмах, но и в государственном аппарате. В связи с чем, в менеджмент были введены понятия мужской и женский стиль руководства.

Многие ученые и практики высказывают мнение, что женщины-менеджеры, пользующиеся, как правило, репутацией воспитателей, глубоких личностей и обладающие прекрасными способностями к обмену информацией, идеально подходят для «плоских» организаций 90-х годов. Женщины склонны убеждать, воодушевлять и мотивировать работников, в то время как мужчины предпочитают отдавать приказы и любят быть в центре внимания.

Такие «женские» качества, как открытость, понимание, чувственность, воодушевление и стремление к согласию наиболее адекватны менеджерам, выполняющим роли помощника и тренера, нежели для приверженцев авторитарного стиля. Современные ориентированные на человека технологии менеджмента, такие как управление, основанное на «выходах» в народ, как нельзя лучше сочетаются с лучшими качествами женщин, например, с умением «утихомирить» сотрудников, что способствует достижению позитивных результатов. От женщин-менеджеров ожидают акцента именно на эти навыки, и если кто-то из них придерживается активного агрессивного стиля руководства, то ее воспринимают как слишком жесткого менеджера.

Традиционная «мужская» командно-контрольная система в наибольшей степени адекватна иерархическим организациям прошлого. «Мужские» качества – агрессивность, уверенность в себе, рациональность и стремление к первенству – продолжение милитаристских и спортивных традиций.

Таким образом, исследования подтверждают, что женский и мужской стили управления существенно различаются. Мужскому стилю присущи: агрессивность, самоуверенность, инициативность и позиция «Я отвечаю за все». Мужчины склонны к конкуренции и индивидуализму, предпочитают работать в вертикальных иерархиях. Свой стиль руководства они определяют как деловой \трансакционный \ и в работе с подчиненными опираются на должностные полномочия. \Трансакционный руководитель – лидер, разъясняющий подчиненным характер рабочих заданий и поставленных задач, инициирующий структуры, обеспечивающий вознаграждение и проявляющий внимание к удовлетворению социальных потребностей сотрудников \.

Женщины-руководители могут обладать аналогичными качествами, и все-таки они склонны демонстрировать и подчеркивать интерактивное поведение. Интерактивный руководитель заботится о достижении консенсуса, участии в работе всех членов коллектива, их взаимодействии и взаимопонимании. Он охотно делится властью и информацией, делегирует полномочия сотрудникам, содействует росту их самооценки.

Чьи же, мужские или женские, стереотипы поведения в наибольшей степени соответствуют требованиям современного менеджмента? Исследователи приходят к выводу, что интерактивный стиль лидерства присущ не только женщинам, его успешно осваивают многие менеджеры-мужчины. С другой стороны, женщин-руководителей начинают ценить не только за человеческие навыки, но и за уверенность в себе.

Специалист по лидерству и бизнес-консультант Джон Эдаэр не так давно высказал предположение, что комплекс индивидуальных характеристик лидеров ХХ1 века должен существенно отличаться от личных качеств руководителей века двадцатого:

ХХ в.: решительность, четкое направление, концентрация на выполнении задания, изолированность, агрессивность, Запад, мужественность.

ХХ1 в.: уменьшение значения официальной должности, эмпатия, создание команды, созерцание, Восток, феминизм.

А как считаете ВЫ?

Итак, мы с вами познакомились с основными элементами и функциями управления, в заключение, ознакомимся с некоторыми направлениями совершенствования самого управления. К этим направлениям можно отнести:

1.Совершенствование структуры управления – сокращение звенности, повышение эффективности, применение новых современных форм и пр.

2.Совершенствовангие цикла управления – сокращение периода цикла, применение новых методов планирования, нормирования, мотивации и т.п.

3.Совершенствование содержания управления – применение новых управленческих технологий, методов и пр.

4.Совершенствование управленческого персонала – наиболее важным считается формирование и становление нового типа управленческого мышления. Которое заключается в развитии способностей системного мышления, умения предвидеть развитие или появление различных производственных, экономических, социальных и пр. ситуаций; способностей принимать решения и нести за них ответственность, решительности, широты взглядов, критического подхода к делу, стремления к инновациям, творчеству и т.п. Особо важным считается развитие способностей лидерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: