Религии Китая

А) Конфуцианство. Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, создавая деспотическое централизованное госу­дарство.

Как определенная теория организации общества, конфуцианс­тво сосредоточивается на этических правилах, социальных нор­мах и регулировании управления, при формировании которых оно было весьма консервативным. Конфуций сам о себе говорил: «Изла­гаю старое и не создаю нового». Характерным для этого учения было также то, что вопросы онтологического характера были в нем второстепенными.

Конфуций (551—479 гг. до н. э.),его имя латинизированная вер­сия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель (собствен­ное имя Кун Цю) считается первым китайским философом. Есте­ственно, что его жизнеописание было обогащено позднейшими легендами. Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по государ­ствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг (цзин). Был одним из многих философов, учение которых во время дина­стии Цинь было запрещено. Большой авторитет и почти обожест­вление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть до новейше­го времени почитался мудрецом и первым учителем. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками.

Записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй) являются наиболее надежным источником для исследования его воззрений.

Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредото­чивает внимание на воспитании человека в духе уважения и поч­тительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества.

Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание это подведение человека к надлежаще­му исполнению этой функции. Такой подход имел большое значе­ние для социально-экономического упорядочения жизни в аграр­ном Китае; однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности. Инди­вид был функцией в социальном организме общества.

Изначальное значение понятия «порядок» (ли) как нормы кон­кретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху дин­астии Западных Чжоу Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеоб­щности, отношению человека к природе и, в частности, отноше­ниям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения этикет. Под­линное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обя­занностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы) точен и не растра­чивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Поря­док наполняется добродетелью (дэ): «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородно­му мужу. В частном поведении он вежлив, на службе точен, чело­вечен и справедлив к людям».

Такое исполнение функций на основе порядка с необходимо­стью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Челове­ческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов:

1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;

2) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социаль­ного положения. Из семейных патриархальных отношений Кон­фуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семей­ных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и началь­ника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к стар­шему.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выраба­тывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался.

Человек должен поступать так, как велит порядок и его поло­жение. Исправное поведение это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (дао) образованных, которые обладают нрав­ственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Б) Даосизм. Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре вни­мания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти нача­ла постигаются не рациональным путем, конструированием логи­чески последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и измене­нии, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин.

В онтологическом учении именно понятие пути — дао — явля­ется центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

Дао — это понятие, при помощи которого возможно дать уни­версальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. В принципе оно безымян­но, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не является самостоятельной субстанцией или сущностью. Само Дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энер­гетической деятельности. «Дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное Дао; имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя... Одинаковость вот глубина загадочности». В нем же, однако, все происходит (дается), оно всепредполагаю-щий путь. «Существует нечто бестелесное, бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угро­жает ему.

Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как «Дао». Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное то есть ускользающее. Ускользающее то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающее­ся». Дао, однако, не определяет телеологический смысл в вещах.

Онтология "Дао дэ цзин" является атеистической, потому что, согласно Дао, мир находится в спонтанном, непредопределенном движении. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагаю­щая все остальное, а именно: Дао не зависит от времени, как поло­са возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фунда­ментальное и универсальное единство мира. Как понятие, выражающее сущее, Дао существует постоянно, везде и во всем, и прежде всего для него характерно бездействие. Не является оно и средством или причиной некоей постоянной, упорядоченной эманации вещей.

Онтологический принцип одинаковости, когда человек как часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единст­во с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спо­койствие человека. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не толь­ко индивида, но и общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгар­монии, ибо, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулиру­ет им, того постигнет неудача. Ибо мир это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулиро­вать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: