Налоги в экономике выполняют регулирующую, социальную и фискальную функции.
Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот государство может влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производства, сдерживать развитие других, изменяя структуру народного хозяйства и т. д. Изменение налогов позволяет влиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечивать высокий уровень занятости.
Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.
Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Важно правильно определить величину взимаемого налога: высокий уровень налогообложения может снизить стимулы к труду, сократить производство, низкий — не позволит аккумулировать в бюджете средства, необходимые для выполнения государством своих функций.
|
|
Экономисты считают, что налоги, следует взимать преимущественно: а) с производительных элементов богатства, а не с пассивных; б) с доходов, а не с ресурсов.
Необходимо устанавливать ставки налога в относительных величинах (процентах), а не в абсолютных суммах.
Многообразие налогов, сборов, присущее налоговым системам, может привести к изъятию значительной доли национального дохода в государственный бюджет. Представитель теории предложения А. Лаффер доказывал, что высокие налоги не только уменьшают предложение труда, но и побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие. В то же время налоговое бремя уменьшает размеры сбережений. Эти причины сдерживают развитие производства. Минимальная величина налогообложения определяется особенностями экономической политики государства, исходя из которой минимальная налоговая ставка t зависит от следующих параметров национальной экономики:
где — доля государственных расходов в ВВП;
— доля государственных трансфертов в ВВП;
— уровень государственной задолженности в ВВП.
Зависимость между налоговыми ставками t и объемом налоговых поступлений в бюджет R А. Лаффер выражал с помощью кривой, которая носит его имя (рис. 8.1).
Согласно кривой Лаффера, при ставке t = 0 налоговые поступления в бюджет равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке t 0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R 0. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений.