В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если государственные расходы увеличиваются на ∆ G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рис. 8.3), а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ∆ Y = ∆ Gmg, где mg — мультипликатор государственных расходов.
Рисунок 8.3 — Мультипликатор государственных расходов
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆ G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b ∆ G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b 2∆ G и т. д.
Совокупный эффект состоит из: первоначального изменение расходов, которое равно ∆ G; первого изменение потребления, которое равно b *∆ G; второго изменение потребления, которое равно b 2*∆ G, тогда
|
|
.
Мультипликатор государственных расходов mG показывает, как изменяется объем национального производства от динамики государственных расходов:
.
Элементарная модель, которая получила название простого мультипликатора Кейнса имеет вид:
.
Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
,
где — основное макроэкономическое тождество в закрытой экономике;
— потребительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства: или , т. е.
,таким образом
,
где — автономные расходы, независящие от величины дохода Y;
— мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к сбережению (MPS).
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора в закрытой экономике:
,
откуда
,
где — мультипликатор расходов в закрытой экономике;
t — предельная налоговая ставка (соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода).
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровня занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.
|
|
Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой, и может быть найден в результате решения системы уравнений:
,
где m’ — предельная склонность к импортированию.
Откуда
,
где — мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;
Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и изменение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются на ∆ T, то располагаемый доход возрастает на величину ∆ T (рис. 8.4). Потребительские расходы С соответственно увеличиваются на величину ∆ Tb, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y 1 до Y 2 на величину , так как изменение любого элемента планируемых расходов (совокупного спроса) изменяет, с эффектом мультипликатора величину равновесного объема производства: , но , значит
,
|
Рисунок 8.4 — Мультипликатор налогов
где — мультипликатор налогов. Знак минус характеризует разнонаправленность изменений налогов и равновесного объема производства.
Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция примет вид: . В этом случае функция потребления имеет вид:
, а модель налогового мультипликатора принимает вид:
,
где mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике.
Полная налоговая функция имеет вид:
,
где T a — автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т. д.).
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид: . В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:
,
где — мультипликатор налогов в открытой
экономике.
При этом суммарное изменение дохода ∆ Y в результате одновременного изменения величин государственных расходов и автономных налогов определяется как:
.
Величина мультипликатора государственных расходов всегда превышает величину налогового мультипликатора, так как снижение налогов ведет к увеличению потребления не на всю величину высвобождаемого дохода (часть высвобождаемого дохода идет на сбережения).
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства увеличивается. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆ T = ∆G, где под символом ∆ T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆ G — все изменения расходов бюджета.
Если, например, государственные расходы возросли на ∆ G, то равновесный объем производства возрастет на величину
.
Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆ T a = ∆ G, то равновесный объем выпуска снизится на величину
.
Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:
(,
где — мультипликатор сбалансированного бюджета.
Рассмотрим Теорему Хаавельмо: если увеличение государственных расходов финансируется только за счет соответствующего роста налогов , то мультипликационный эффект равен единице, и увеличение дохода равно увеличению государственных расходов или налогов: .
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.
|
|
Мультипликативным эффектом обладает и изменение трансфертов: увеличение таких выплат на увеличивает потребление C на величину b, равновесный объем производства на
или ,
где — мультипликатор трансфертов. В данном случае изменения трансфертов и величины равновесного объема производства однонаправлены.