Выбор моделей макроэкономической политики

Проблема осуществления макроэкономической политики заключается в существовании временных лагов фискальной и монетарной политики, в непредсказуемости многих экономических событий, осложняющих проведение стабилизационной политики, в изменчивости экономических ожиданий, неоднозначности исторических аналогий.

Существует два варианта макроэкономической политики: 1) произвольная макроэкономическая политика; 2) политика «твердого курса».

Произвольная макроэкономическая политика означает, что правительство и Центральный банк дают оценку экономическим проблемам в каждом конкретном случае по мере их возникновения и дискреционно подбирают подходящий тип политики. При этом отсутствуют количественные рамки изменения государственных расходов, налогов, денежной массы, других параметров экономики.

Политика «твердого курса» («игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер для конкретной ситуации, которые предопределяют практические шаги Правительства и Центрального банка. Изменения государственных расходов, налогов, денежной массы ограничиваются количественными рамками целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой (свобода действий ограничена «правилами игры»).

Такая политика имеет следующие преимущества: а) снижается риск принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или «популярных программ», из-за несовершенства информации; б) снижается влияние политического бизнес-цикла на динамику уровня выпуска, занятости, инфляции; в) укрепляется доверие экономических агентов к политике Правительства и Центрального банка. Такая политика делает ожидания более рациональными и создает более благоприятную обстановку, с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

Возможны следующие «твердые курсы» макроэкономической политики: а) ежегодное балансирование государственного бюджета или балансирование в более долгосрочном периоде; б) снижение общего объема государственного долга; в) стабилизация отношения долг / ВВП; г) выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП; д) равенство или превышение чистых инвестиций над чистым объемом государственного долга;
е) поддержание стабильного темпа роста денежной массы, его согласование с темпом роста ВВП; ж) стабилизация рыночной ставки процента; и) поддержание определенного уровня курса национальной валюты; к) стабилизация номинального объема ВВП и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: