Методология анализа общественного выбора

Тема 14. Теория общественного выбора

1. Методология анализа общественного выбора.

2. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

3. Политико-экономический цикл.

4. Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.

Ключевые понятия

Теория общественного выбора(ТОВ) – наиболее яркое проявление экономического империализма. Экономический империализм – применение методологии экономической теории для изучения неэкономических процессов и явлений, то есть использование экономических инструментов анализа в области социологии, психологии, политологии, права и др.

На основе экономического империализма возникла экономика общественного сектора или микроэкономическая теория государства. В центре этой теории “человек экономический”, который является эгоистическим максимизатором полезности не только на рынке, но и в политике.

ТОВ – применение экономической теории в политологии. Её предметом являются:

1. Теория государства.

2. Правила голосования.

3. Поведение избирателя.

4. Партийная политика.

5. Бюрократия.

Основоположник ТОВ – Джеймс Бьюкенен. Свой вклад в ТОВ внесли: Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон и др.

В основе ТОВ лежат три методологических принципа:

1. Принцип индивидуализма: общество – это совокупность индивидов, поведение которых объясняет социальные и политические процессы.

2. Индивид преследует свои собственные интересы, стремясь максимизировать собственную выгоду и минимизировать затраты.

3. Политические процессы, с помощью которых индивиды реализуют свои интересы, являются разновидностью обмена, а поведение людей при обмене либо на рынке, либо в политике означает:

ü люди максимизируют полезность, сравнивая выгоды и издержки,

ü являются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей,

ü стремятся к экономическому равновесию.

Политика – взаимовыгодный обмен, где ареной взаимодействия индивидов является политический рынок, на котором индивид, потребитель общественных благ, выражает свои интересы как избиратель, реализуя при этом свои предпочтения с помощью механизма голосования.

Политический рынок, в отличие от обычных, имеет ряд особенностей:

1. Политический рынок тем эффективнее, чем меньше участников, чем ниже конкуренция.

2. На политическом рынке каждый потребитель общественных благ заинтересован в поддержке своих предпочтений другими потребителями (избирателями).

3. Для достижения Парето-эффективности политические решения должны приниматься единогласно.

Для эффективной работы политического механизма индивиды должны заключать на основе единогласия общественный контракт (договор) под названием Конституция.

Единогласие имеет преимущества, а именно: гарантия безусловного соблюдения прав каждого индивида; при единогласном принятии Конституции все индивиды соглашаются её соблюдать даже на постконституционной стадии.

В связи с этим политический процесс условно можно разделить на две стадии:

1. Конституционная (заключение контракта, подготовка Конституции).

2. Постконституционная (соблюдение Конституции).

На каждой из этих стадий определенную роль играет государство. Оно защищает, обеспечивает игру по правилам, но не определяет сами эти правила (“государство защищающее”). С другой стороны, государство предлагает нерыночные общественные блага, выступая как “государство производящее”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: