Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику

Политико-экономический цикл

Рисунок 14.2 – Экономический цикл

Процесс принятия политических решений может быть причиной политико-экономического цикла. Различают 2 его модели:

1. Модель Нордхауза.

2. Модель Гиббса.

Нордхауз в качестве причины политико-экономических колебаний называл политику правящей партии накануне и после выборов. Накануне выборов партия-лидер стимулирует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, что вызывает ускорение экономического роста (подъём в экономике). После выборов принимаются меры по снижению инфляции и бюджетного дефицита, по перестройке аппарата управления, в результате чего снижаются темпы экономического развития.

Политико-экономический цикл – ускорение темпов экономического развития перед выборами, сменяющееся снижением темпов развития после выборов.

Гиббс ставит направленность экономической политики в зависимость от характера партии, находящейся у власти.

Принято различать правые и левые партии.

Правые пользуются поддержкой представителей крупного бизнеса – банкиров, финансистов. Левые партии пользуются поддержкой наёмных работников. Если у власти правые партии, то основное внимание они уделяют мерам борьбы с инфляцией. Левые же партии основное внимание уделяют безработице.

По Гиббсу, цикличность в экономике определяется сменой левых и правых правительств.

Кроме “провалов” рынка существуют “провалы” (фиаско) государственного вмешательства в экономику.

“Провалы” – это ситуации, в которых государство неспособно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Главные причины “провалов” государства:

1. Несовершенство политического процесса (лоббизм, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.).

2. Ограниченность и асимметричность информации, необходимой для принятия решения.

3. Неспособность государства полностью контролировать последствия принятых им решений.

4. Ограниченность контроля над бюрократией.

5. Отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений.

6. Растянутость во временных процессах принятия и реализации политических решений, то есть проблема лагов – временных интервалов между принятием и реализацией решений.

Таким образом, государство не может обеспечивать принятие оптимальных решений, так как обладает внутренним источником неэффективности. Поэтому выбор механизма предоставления благ (посредством рынка или государства) должен осуществляться при сопоставлении выгод и затрат, присущих каждому способу производства благ.

Ключевые понятия

Общественный выбор, политическое решение, избиратель, политик, чиновник, механизм голосования, правило большинства, парадокс голосования, медианный избиратель, группа с особыми интересами, лоббизм, логроллинг, бюрократия, поиск политической ренты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: