НТР, потребности современных производительных сил и производственных отношений определили необходимость широкого интенсивного развития трех тесно взаимосвязанных факторов общественного производства: науки, образования, управления.
Важной мерой имиджа любого государства является развитие науки, которая требует капитальных материальных и людских ресурсов, вовлекаемых в НИ.
В настоящее время научно-техническая сфера переживает сложный период, обусловленный общей экономической ситуацией:
1) уменьшились расходы на науку;
2) уменьшилось количество специалистов, основной деятельностью которых является научно-техническая;
3) сократились расходы на образование.
4) заработная плата научных работников значительно отстает от средней в промышленности.
Расходы на науку являются наиболее часто применяющимся показателем НТП.
Для их межстранового сравнения используют 2 метода:
1. Показатель затрат на НИОКР по сравнению со всей экономической деятельностью – наукоемкость ВВП. Он рассчитывается как отношение затрат на НИОКР к ВВП в %.
|
|
2. Показатель абсолютных затрат, выраженных в одной валюте.
Наивысшая наукоемкость в Японии (3%), в США (2,6%).
Есть предложение назвать науковедение наукографией, наукологией, саинсологией, общей теорией науки.
Первые фундаментальные работы –труд Джон Десмонде Бернанта «Общественное функционирование науки», в котором английский ученый впервые обстоятельно определил проблематику ключевого направления в исследованиях.
В настоящее время существует два основных подхода к определению предмета науковедения:
1. Наука исследуется как особая форма познания, как специфический вид общественной деятельности, как важная социально-практическая сила. Сторонники подхода – Д. Прайс, Б.М.Кедров, Д.М.Гвишали, С.Р.Микулинский и др. Они дают следующее определение: Специфическим предметом науковедения является изучение взаимодействия различных элементов, определяющих развитие науки как целостной науки и особой формы деятельности, ее связи с другими общественными явлениями и социальными институтами и зависимость науки от них.
2. Предметом науковедения является организационная структура науки, изучаемая с целью решения практических задач, оптимизации организации науки и улучшении методов управления ею. Сторонники этого подхода развивают кибернетическую (информационную) концепцию, но обходят вопросы теории (науки).
3. Науковедение есть наука о принципах и методах организации, планирования, финансирования и управления наукой, включая изучение внутренней логики развития науки, количественных критериев оценки динамики ее роста и общеметодологических и эмпирических закономерностей, истории развития науки.
|
|
Суммируя исторический путь становления науковедения как особого вида науки можно отметить:
– вначале знания о науке как и все другие развиваются в рамках единой всеохватывающей философии;
– затем они выделяются в особые дисциплины, связанные с теми или иными самостоятельными науками;
– происходит объединение (синтез) этих дисциплин в единую систему знаний о науке (истории, этике, социологии, психологии, философии и др.).
Науковедение – учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знания особого социального института.