Классификация научно-технических организаций
Роль и организация научно-технических разработок
Исследований
Цель поисковых исследований состоит в нахождении новых путей исследований и создании новой техники. Они опираются на уже известные теоретические работы и идеи. Данные исследования могут проводиться как в институтах АН, так и в отраслевых НИ организациях. Прикладные исследования направлены на изучение путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли).
Их результатом является:
1. Создание технологического регламента.
2. Технических заданий и требований.
3. Инструкции.
4. Стандарты.
На этой стадии осуществляются опытно-инструментальные работы, связанные с лабораторными и экспериментальными испытаниями. От 80-90% результатов, проводимых в прикладных исследованиях потенциально годны для внедрения на практике 7-% всех затрат на науку. Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах и Вузах.
Научно-техническая разработка направлена на изготовление на основе результатов прикладных исследований научно-технической документации для создания новых или усовершенствования старых изделий, процессов, систем управления и ее опытно-экспериментальная проверка.
Различаются разработки:
1. Конструкторские: для создания образцов изделий.
2. Технологические: для внедрения новых процессов.
3. Проектные: для строительства новых объектов.
4. Организационные: для новых систем организации производства и управления.
Разработки осуществляются в проектно-конструкторских и технологических организациях. ОТ 97’ о всех разработках годны для их приложения в производстве. Названные типы исследований могут быть сгруппированы по:
1) научно-техническим проблемам;
2) основным научным направлениям;
3) темам;
4) работам.
Научно-техническая система имеет иерархическую структуру и включает несколько научных направлений. Основное научное направление – это составная часть проблемы, представляющая собой один из возможных путей ее решения.
Научная тема – это элемент научного направления, посвященной частному решению задачи, охватываемой данной проблемой.
Научная работа – этап темы, ее наименьшая часть, по которой имеется техническое задание и составляется отчет.
Термин НИР предполагает проведение тем и работ. Для отражения сложившегося единства науки и техники, обычно фундаментального, прикладные исследования и разработки объединяют одними и теми же терминами исследования и разработки.
Формой существования и развития науки является научное исследование. В Федеральном
законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»
научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.
Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Так, например, выделяются фундаментальные и прикладные исследования:
¾ под фундаментальными научными исследованиями понимают экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
¾ прикладные научные исследования определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.
¾ бюджетные исследования финансируются из средств бюджета или бюджетов субъектов РФ;
¾ хоздоговорные исследования финансируются организациями – заказчиками по хозяйственным договорам;
¾ нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания сущности явлений. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Итак, теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Под проблемой понимают сложную теоретическую или практическую задачу, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
Гипотеза - это требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами и она может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Гипотеза верифицируется соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины. Таким образом, научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 2) проверяемости опытным путем (исключение составляют непроверяемые гипотезы); 3) совместимости с существующим научным знанием; 4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений. Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами образуют теорию.
Теория представляет собой целостную систему достоверных знаний. Она является наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний. Теория - это учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей. Теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны. Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в экономических науках: цена, финансы, кредит.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке. Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Принцип – это сходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).
Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Логическими аксиомами являются, например, закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего.
Закон – положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью. Законы объективны и выражают наиболее существенные, устойчивые, причинно обусловленные связи и отношения между явлениями и процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные. Научный закон – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе, объективном мире.
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.
Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Например, Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями); основная мысль. Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
0) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
1) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 0) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
2) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Формирование теоретического уровня наука приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он "видится" сквозь призму смысла теоретических концепций, которые начинают направлять постановку экспериментов и наблюдений - основных методов эмпирического исследования. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого 13 доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов, на основании которой можно сделать определенные выводы или выявить недочеты и ошибки. Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности (процедура исследования). Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.
Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
0) подготовительный;
1) проведение теоретических и эмпирических исследований;
2) работа над рукописью и её оформление;
3) внедрение результатов научного исследования.
Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами. Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования. Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений. Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.
О содержании научно-исследовательской деятельности и выполняемых в них научных исследованиях выделяются следующие типы научных организаций:
1. Институт – организация, специализированная на выполнении фундаментальных исследований и ответственная за развитие определенной отрасли науки.
2. НИИ – это отраслевая организация, специализированная на прикладных исследованиях и ответственная за научно-технический уровень определенной отрасли (подотрасли) производства или научно-технического направления.
3. Проектные, конструкторско-технологические организации, отраслевые организации специализированы на конструкторских, технологических, проектных или организационных разработках линейной отрасли производства.
4. Монтажно-наладочные (пуско-наладочные) организации, специализированные на освоении разработок.
5. Институты научно-технической информации занимаются распространением нововведений.
Все перечисленные научно-исследовательские организации классифицируются по подчиненности, масштабам деятельности (межотраслевые, подотраслевые, отраслевые) и по широте профиля (специализированные и комплексные).
Тема 4: Сущность, содержание и структура
научно-технических циклом
1. Виды и стадии НТЦ.
2. Фактическая продолжительность цикла и факторы, определяющие его ускорение.
По мере роста народно-хозяйственного значения науки процесс продвижения научных исследований к практическому использованию, т.е. к серийному и массовому производству представляет собой не механическую сумму, а целостную систему, представляющую комплекс взаимосвязанных этапов (стадий), которые образуют следующие замкнутые научно-технические циклы:
1) цикл «исследования производства» (ИП);
2) научно-производственный цикл;
3) «жизненный» цикл изделия;
4) цикл СОНТ.
5) Цикл ИП включает: «исследование-производство»
6) фундаментальные исследования (ФИ)
7) прикладные исследования (ПИ)
8) разработки (Р)
9) стадия освоения (О)
10) стадия распространения.
НПЦ относится к материальному производству и включает следующие стадии: ПИ->Р->O->->РП; ПИ+Р+О+РП
Жизненный цикл изделия: ПИ->Р->O->->РП->П; ПИ-Р-Щ-РП-П
Производственное освоение
Цикл СОНТ: НИР, ОКР, КПП, ТПП, ОПП, ООП, ОП.
Процесс освоения подразделяется на:
1. Первичное освоение – это внедрение технической разработки в производство и включает индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых процессов и систем, а также практическое использование новых методов.
2. Достижение проектных технико-экономических и социальных параметров разработки.
3. Техническое освоение включает согласование технических условий, стандартов, нормалей, конструирование и изготовление соответствующей оснастки, подготовку и повышение квалификации кадров. Данный процесс заканчивается изготовлением первой промышленной серии (промышленного образца).
4. Экономическое освоение заканчивается ТЭП (себестоимости, рентабельности, фондоотдачи, производительности труда, материалоемкости, ПМ и др.).
5. РП имеет своей целью серийное или массовое изготовление новой техники и ее эксплуатацию в масштабах отрасли или всего народного хозяйства.