Виды и стадии НТЦ

Классификация научно-технических организаций

Роль и организация научно-технических разработок

Исследований

Цель поисковых исследований состоит в нахождении новых путей исследований и создании новой техники. Они опираются на уже известные теоретические работы и идеи. Данные исследования могут проводиться как в институтах АН, так и в отраслевых НИ организациях. Прикладные исследования направлены на изучение путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли).

Их результатом является:

1. Создание технологического регламента.

2. Технических заданий и требований.

3. Инструкции.

4. Стандарты.

На этой стадии осуществляются опытно-инструментальные работы, связанные с лабораторными и экспериментальными испытаниями. От 80-90% результатов, проводимых в прикладных исследованиях потенциально годны для внедрения на практике 7-% всех затрат на науку. Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах и Вузах.

Научно-техническая разработка направлена на изготовление на основе результатов прикладных исследований научно-технической документации для создания новых или усовершенствования старых изделий, процессов, систем управления и ее опытно-экспериментальная проверка.

Различаются разработки:

1. Конструкторские: для создания образцов изделий.

2. Технологические: для внедрения новых процессов.

3. Проектные: для строительства новых объектов.

4. Организационные: для новых систем организации производства и управления.

Разработки осуществляются в проектно-конструкторских и технологических организациях. ОТ 97’ о всех разработках годны для их приложения в производстве. Названные типы исследований могут быть сгруппированы по:

1) научно-техническим проблемам;

2) основным научным направлениям;

3) темам;

4) работам.

Научно-техническая система имеет иерархическую структуру и включает несколько научных направлений. Основное научное направление – это составная часть проблемы, представляющая собой один из возможных путей ее решения.

Научная тема – это элемент научного направления, посвященной частному решению задачи, охватываемой данной проблемой.

Научная работа – этап темы, ее наименьшая часть, по которой имеется техническое задание и составляется отчет.

Термин НИР предполагает проведение тем и работ. Для отражения сложившегося единства науки и техники, обычно фундаментального, прикладные исследования и разработки объединяют одними и теми же терминами исследования и разработки.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В Федеральном

законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»

научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Так, например, выделяются фундаментальные и прикладные исследования:

¾ под фундаментальными научными исследованиями понимают экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

¾ прикладные научные исследования определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.

¾ бюджетные исследования финансируются из средств бюджета или бюджетов субъектов РФ;

¾ хоздоговорные исследования финансируются организациями – заказчиками по хозяйственным договорам;

¾ нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с ­целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. с целью познания ­сущности явлений. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Итак, теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических ­методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью ­логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые ­объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, ­законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может ­присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического ­познания являются проблема, гипотеза и теория.

Под проблемой понимают сложную ­теоретическую или практическую задачу, способы решения которой неизвестны или известны не ­полностью.

Гипотеза - это требующее проверки и доказывания предположение о причине, ­которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере ­внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотеза является научной лишь в том ­случае, если она подтверждается фактами и она может существовать лишь до тех пор, пока не ­противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. ­Гипотеза верифицируется соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, ­получая характер истины. Таким образом, научная гипотеза должна отвечать следующим ­требованиям:1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 2) ­проверяемости опытным путем (исключение составляют непроверяемые гипотезы); 3) ­совместимости с существующим научным знанием; 4) обладания объяснительной силой, т.е. из ­гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. ­Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее ­количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, ­субъективистских наслоений. ­Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, ­строго доказанными гипотезами образуют теорию.

Теория представляет собой целостную систему достоверных знаний. Она является наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний. Теория - это учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать ­действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в ­практической деятельности людей. Теория не только описывает совокупность фактов, но и ­объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости. Все содержащиеся в теории положения и выводы ­обоснованы, доказаны. ­Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи ­и другие элементы.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного ­множества предметов или явлений.

Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные ­свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и ­относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в экономических науках: цена, ­финансы, кредит.

Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в ­науке. Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ­ее понятийный аппарат.

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Принцип – это сходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Логическими аксиомами являются, например, закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего.

Закон – положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или ­происходит с необходимостью. Законы объективны и выражают наиболее существенные, ­устойчивые, причинно обусловленные связи и отношения между явлениями и процессами. Законы ­могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности ­можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – ­всеобщие, общие и частные. Научный закон – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе, объективном мире.

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.

Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений ­действительности. Например, Идея – это: ­1) новое интуитивное объяснение события или явления; ­2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей ­(научными идеями); основная мысль. ­Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного ­познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы ­теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

0) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

1) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; ­0) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

2) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Формирование теоретического уровня наука приводит к качественному изменению ­эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её ­предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он "видится" сквозь призму смысла теоретических концепций, которые ­начинают направлять постановку экспериментов и наблюдений - основных методов ­эмпирического исследования. ­Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические ­обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: объективное событие, результат, ­относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и ­познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого ­13 ­доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и ­экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов, на основании ­которой можно сделать определенные выводы или выявить недочеты и ошибки. ­Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях ­между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от ­теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, ­эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. ­Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать ­и выполнять в определенной последовательности (процедура исследования). Эти планы и ­последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если ­оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый ­документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и ­экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы ­внедряются в производство.

Применительно к работам студентов на экономические темы можно ­наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

0) ­подготовительный;

1) проведение теоретических и эмпирических исследований;

2) работа над рукописью и её оформление;

3) внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами. Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Вначале ­формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем ­предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований ­выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое ­внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. ­Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека ­опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются ­средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для ­проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования. ­Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, ­статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических ­исследований, в том числе сбора обработки, обобщения и анализа полученных данных; ­объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и ­практических рекомендаций и предложений. ­Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) ­работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её ­редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и ­приложений. ­Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского ­сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим ­этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для ­внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс. ­

О содержании научно-исследовательской деятельности и выполняемых в них научных исследованиях выделяются следующие типы научных организаций:

1. Институт – организация, специализированная на выполнении фундаментальных исследований и ответственная за развитие определенной отрасли науки.

2. НИИ – это отраслевая организация, специализированная на прикладных исследованиях и ответственная за научно-технический уровень определенной отрасли (подотрасли) производства или научно-технического направления.

3. Проектные, конструкторско-технологические организации, отраслевые организации специализированы на конструкторских, технологических, проектных или организационных разработках линейной отрасли производства.

4. Монтажно-наладочные (пуско-наладочные) организации, специализированные на освоении разработок.

5. Институты научно-технической информации занимаются распространением нововведений.

Все перечисленные научно-исследовательские организации классифицируются по подчиненности, масштабам деятельности (межотраслевые, подотраслевые, отраслевые) и по широте профиля (специализированные и комплексные).

Тема 4: Сущность, содержание и структура

научно-технических циклом

1. Виды и стадии НТЦ.

2. Фактическая продолжительность цикла и факторы, определяющие его ускорение.

По мере роста народно-хозяйственного значения науки процесс продвижения научных исследований к практическому использованию, т.е. к серийному и массовому производству представляет собой не механическую сумму, а целостную систему, представляющую комплекс взаимосвязанных этапов (стадий), которые образуют следующие замкнутые научно-технические циклы:

1) цикл «исследования производства» (ИП);

2) научно-производственный цикл;

3) «жизненный» цикл изделия;

4) цикл СОНТ.

5) Цикл ИП включает: «исследование-производство»

6) фундаментальные исследования (ФИ)

7) прикладные исследования (ПИ)

8) разработки (Р)

9) стадия освоения (О)

10) стадия распространения.

НПЦ относится к материальному производству и включает следующие стадии: ПИ->Р->O->->РП; ПИ+Р+О+РП

Жизненный цикл изделия: ПИ->Р->O->->РП->П; ПИ-Р-Щ-РП-П

Производственное освоение

Цикл СОНТ: НИР, ОКР, КПП, ТПП, ОПП, ООП, ОП.

Процесс освоения подразделяется на:

1. Первичное освоение – это внедрение технической разработки в производство и включает индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых процессов и систем, а также практическое использование новых методов.

2. Достижение проектных технико-экономических и социальных параметров разработки.

3. Техническое освоение включает согласование технических условий, стандартов, нормалей, конструирование и изготовление соответствующей оснастки, подготовку и повышение квалификации кадров. Данный процесс заканчивается изготовлением первой промышленной серии (промышленного образца).

4. Экономическое освоение заканчивается ТЭП (себестоимости, рентабельности, фондоотдачи, производительности труда, материалоемкости, ПМ и др.).

5. РП имеет своей целью серийное или массовое изготовление новой техники и ее эксплуатацию в масштабах отрасли или всего народного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: