Предприниматель
Истоки научного менеджмента
1) Макиавели (15-16 вв) «Наставление королю»
Черты людей:
1) люди стремятся к власти
2) свобода
3) следование за возможностью успеха (победителей не судят)
4) люди не благородны
2) Эпоха великих англичан (18в). Адам Смит
«Трактат о булавах», «Функциональное разделение труда – существенно повлияет на производительность труда»
Роберт Оуэн: опроверг Макиавели, по поводу того, что только страх может побуждать к работе, но и подозрение.
3) Школа научного менеджмента (20в)
Фредерик Тейлор: перебрасывание работников от начальников к подчиненным в зависимости от обстоятельств.
Гап: графики загруженности
Гилберд (муж и жена): изучали движение рабочих, нормирование операций
Эмерсон: 12 принципов объективного управления:
1. отчетливо поставленные цели
2. признание ошибок и поиск их причин
3. комплексная консультация
4. доступная и четко регламентированная деятельность
5. справедливость в отношении к персоналу.
|
|
6. строгий учет
7. диспетчеризация деятельности
8. нормативы и расписания
9. создание нормальных условий труда
10. нормирование операций
11. создание инструкций
12. вознаграждение за производительность
__________________________________________________________________________________
семинар:
литература:
1) основы менеджмента
2) Веснин Менеджмент
Принципы объединения людей:
1) защита
2) общение
3) взаимопомощь
4) продолжение рода (либидо)
5) обучение
6) объединение ресурсов
7) общность интересов
8) с целью реализации одним из участников потребности во власти
9) по нужде
Сравнительная характеристика предпринимателя и менеджера
- владение/совладение компанией, дивиденты
- лидер (человеческий фактор)
- самостоятельность
- амбициозность
- заинтересован в успехах фирмы
- больше власти
- креативность в идеях
- склонность к риску
- образование в той отрасли, где у него фирма
- увлекающаяся натура, склонность к постоянным изменениям
- может передать по наследству
- наемный управляющий, зарплата
- лидер (в его ресурсах)
- исполнительность
- амбициозность
- заинтересован в выполнении
- власть ограниченная
- расчетливость
- осторожность
- профессиональное образование
- стабильность
- временное место работы
_______________________________________________________________________________
Административная школа (нач 20 в)
Макс Вебер изложил свою идею рациональной бюрократии
Принципы рациональной бюрократии:
1. функциональное разделение труда способствует росту проф мастерства и увеличивает производительность
2. прием на работу должен осуществляться исключительно по проф качествам
3. единоначалие и четкая иерархия
|
|
4. дух формальной обезличенности при принятии решений.
5. широкое практическое использование стандартных утвержденных процедур (установленный порядок действий в типовой ситуации, действия при пожаре.
Анри Фойель:
1. поощрение инициативы
2. постоянство рабочего места для работника
3. норма управляемости – количество подчиненных на 1 руководителя.
Школа Ч. Отношений: Мэри Фомит (одна из первых ввела понятие менеджмент), Элтон Шато (Хоттерновские – Хоттерновский эффект)
Количественная школа – математики, изучавшие методику управления.
Глава 2. Организация