Организационные структуры
Организационные структуры – совокупность всех подразделений, на которые разделена компания, и связей между ними.
Организация
департамент 1 департамент 2
отдел 1 отдел 2 отдел 3
На основе какого принципа делятся отделы:
1) бюрократический – функциональное деление (завод)
конструк. производство бухгалтерия
сборка … …
+: рациональное использование ресурсов
-: однотипная продукция или услуги, компания действует на ограниченной территории
2) продуктовый – выделение крупных подразделений на основе каких-либо функций (от класса продукта)
-: много отделов - необходимо много однотипной техники (2 отдела, которым нужен один и тот же плоттер, второй ставить очень дорого, за один будут бороться)
+: максимальное внимание получают все виды продукции, но ресурсы используются не рационально
3) территориальный: МВД, ОАО «РЖД»
дублирующие должности, равный контроль на разной территории
4) организационный, ориентированный на потребителя: для каждой группы потребителя выделяется свой отдел
5) адаптивный: проектная организация: во внешней среде нет стабильности, спрос часто меняется, следовательно, часто меняются задачи организации, гибкая структура (телекомпания), временные структурные подразделения
Проект – совокупность мероприятий, направленных на какое-либо дело (в сжатые сроки)
+: под каждой задачей выбирается конкретный руководитель, мобильная структура, чувствительность к изменениям.
-: постоянные изменения не могут сформировать постоянные группы, нерациональное использование ресурсов.
6) матричная структура
Кач. А | Б | В | |
Кач. 1 | |||
столбцы – традиционное бюрократическое деление
строки - …
менеджер проекта и т.д.
+: технические и людские ресурсы используются рационально
-: нарушение принципа единоначалия, создание конфликтных ситуаций, стресс на работе
7) сетевая организационная структура – каждый участник организации может создать свое подразделение, доступ к ресурсам.
Полномочие – ограниченное право на использование ресурсов предприятия
Процесс передачи полномочий – делегирование
А. Македонский:
Полномочия:
- линейные: право отдавать обязательные для использования приказы
- штатные:
-- консультативные – право давать советы
-- право обязательного согласования (тормозить определенные управленческие решения)
-- параллельные – право отменить решение линейных руководителей (право вето)
-- функциональные – право руководить выполнением определенной операции (практические совпадают с линейными)
3. Структуры управления: названия руководящих должностей и их полномочия
1) линейная структура управления: 1 начальник – несколько работников (маленькие фирмы)
2) сложная линейная: начальник
помощник нач. помощник нач. помощник нач.
работники
усложнение структуры, появление помощников.
3) функциональная: Фредерик Тейлор
начальник
ФС ФС ФС
р р р разнорабочие р р р р р р
ФС – функциональный специалист
Паутина: все работники замкнуты на 1 функционального специалиста
4) по линейно-штабному принципу
начальник
штаб ФС -> помощник помощник <- штаб ФС (консультант)
р р р р р р
Четкое начальство, которому рабочие подчиняются, у начальника есть консультант
5) линейно-функциональная структура (наиболее популярная)
начальник
штаб ФС -> помощник помощник <- штаб ФС (консультант)
р р р (право отдавать приказы) р р р
Глава №6. Мотивация
Теории мотивации можно разделить на:
1) содержательные (что заставляет человека приступать к работе)
2) процессуальные (процесс работы, стимулы)