Факторы риска и стрессоры в деятельности руководителя

Люди, посвятив­шие свою жизнь служению искусству управления, часто приносят на алтарь этого искусства свое здоровье. Активная умственная работа требует мобилизации практически всех ресурсов организ­ма, и чем активнее деятельность корковых и подкорковых отделов мозга, тем больше затрачивается энергии нервной системы. Посто­янные перегрузки, бремя ответственности за успех порученного дела и судьбы людей, необходимость сдерживать свои эмоции, контролировать каждый свой поступок и каждое слово, интона­цию — все это ведет к неминуемым стрессам и подрыву здоровья. Приводятся такие данные: десантник, прыгнувший с пара­шютом, теряет 0,5 кг веса и восстанавливает эту потерю после первого же приема пищи. Офицер, контролирующий с земли де­сантирование, теряет более 2 кг и набирает первоначальный вес только через двое суток. По данным польского института праксеологии, фактическое рабочее время руководителей крупных предприятий превышает установленное в пределах от 23 до 60%, их рабочий день составляет 9—12,5 часа, а у руководителей мест­ных органов управления 12—14 часов.

Второй стрессор – это увеличение доли вынужденного массового общения, городской стресс.

Другая угроза здоровью таится в самом характере управлен­ческой жизни — сидячий образ деятельности, ограниченный слу­жебным кабинетом. Отсутствие физических нагрузок, гиподинамия ведут к ослаблению организма, и статистика показывает, что вероятность сердечных приступов со смертельным исходом у ру­ководителей на 80% выше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.

Многолетние наблюдения за деятельностью различных руко­водителей и сопоставление различных стилей управления позво­ляют выделить признаки, повышающий риск выгорания:

— обилие непредвиденных негативных обстоятельств, срыва­ющих планы такого руководителя. Именно этими "случайностя­ми", "роковым стечением обстоятельств" объясняет он свои ошибки в управлении, а не отсутствием у себя способности предвидеть события и оценить имеющуюся информацию;

— работа по методу "открытых дверей", когда в кабинет на­чальника может войти любой и по любому вопросу (столь же неэф­фективен и противоположный метод — когда сотрудники и посети­тели вынуждены тратить много времени в приемной в ожидании беседы с руководителем). Стол такого руководителя обычно быва­ет завален папками и стопками деловых бумаг, и найти на этом кладбище нужный документ практически невозможно;

— склонность к длинным речам и затяжным совещаниям, к поучениям и наставлениям, фамильярность с подчиненными, уве­ренность в своей непогрешимости и способности все сделать луч­ше других;

— способность работать с утра до глубокой ночи, постоянно выполнять срочную работу дома, невысокий общий культурный и интеллектуальный уровень развития;

— склонность мыслить стереотипами ("профессиональная деформация"): вырабатывается стойкая оценка деловых качеств со­трудника, устойчивый образ усердного человека, льстеца, лодыря и т.п. и изменить такую оценку бывает весьма трудно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: