Формализованные методики
Комплексное изучение особенностей личностных характеристик родительско-детских пар в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, требует создания экспериментальных условий для исследования и с этой целью использования стандартизированных методик изучения познавательной деятельности и методик личностной психодиагностики. Большая часть этих методик возникла за рубежом. Однако к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих характеристик. Особенности познавательной деятельности исследуются с помощью специальных методик, направленных на выявление характеристик высших психических процессов (восприятия, внимания, мышления, речи, памяти). К методикам диагностики личности чаще относят:
- личностные опросники;
- проективные методики;
- клинико-психолого-диагностические методики. Применение стандартизированных методик обычно предполагает использование следующих критериев:
- жесткая регламентация процедуры, т.е. точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.;
- стандартизация единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;
- независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
- надежность и точность психологических измерений, их согласованность при первичном и повторном применении методики на одних и тех же испытуемых;
- валидность (пригодность методики для обследования той или иной характеристики объекта, т. е. соответствие методики измеряемому явлению).
С целью изучения сферы взаимоотношений ребенка с родителями и другими лицами чаще всего используются следующие проективные методики:
- методика Р. Жиля;
- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;
- методика «Детский апперцептивный тест» (CAT);
- рисуночные методики — «Рисунок семьи», «Нарисуй себя», «Дом—дерево —человек», «Несуществующее животное» и др.;
- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;
- методика «Два дома», методики самооценки «Лесенка» и «Оцени себя», адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковской.
Проективная методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Использование наглядно-вербального подхода в работе с методикой позволяет применять ее при исследовании различных категорий детей, имеющих психофизические недостатки.
Методики «Чернильные пятна» Г. Роршаха и CAT — наиболее распространенные проективные методики. По критерию ответной реакции они относятся к так называемым «тестам на структурирование». Эти методики направлены на выявление таких аспектов личности ребенка, как индивидуальный когнитивный стиль, способы аффективного реагирования и контроля, структура потребностей личности, содержание конфликтных переживаний, апперцепцию Я и своего социального окружения. Особой ценностью предлагаемых методик являются такие характеристики, которые позволяют вскрыть в личности как взрослого, так и ребенка запрещенные (социумом) или запрещаемые (им самим) мотивы.
Рисуночные методики применяют для диагностики особенностей восприятия ребенком характера семейных взаимоотношений. С помощью воспроизводимых в рисунке отношений в семье ребенок воссоздает собственное представление о характере отношения к нему родителей и близких, проявляет свои переживания и ответные реакции на неадекватные формы устанавливаемых с ним контактов.
Методика С. Розенцвейга (детский вариант) позволяет выявить особенности поведения детей в конфликтных ситуациях, экстра-пунитивность и импунитивность реакций, уровень самооценки и притязаний.