Методики изучения родительско-детских отношений
Задачами этого направления диагностики являются:
- установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;
- изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции;
- определение модели семейного воспитания.
Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:
- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок II);
- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина;
- методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;
- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.
- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.
Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.
Методика PARI E.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике выделяются следующие критерии:
- понимание родительской позиции как оптимальной;
- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как правомерных;
- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;
- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).
В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.
Рассмотрим содержание первого направления.
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два под-этапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.
Третий этап. Формулирование реальных проблем.
Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.
Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.
Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:
- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;
- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — непослушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);
- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их);
- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки);
- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его, в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);
- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);
- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, — неполные);
- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);
- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.
Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.
Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.
На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:
- правильный выбор программы обучения и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения для ребенка;
- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии;
- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);
- изменение позиции родителей относительно «бесперспективности» развития их ребенка;
- установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.
Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений.
Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.
Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.
Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка?
3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития?
Литература