Принципы
| 1. Единство ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Коррекция нарушений развития возможна только при учете результатов диагностики и анализа социальной ситуации развития ребенка. Необходимо максимальное сокращение разрыва между моментом выявления нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Раннее выявление, диагностика и своевременное оказание специализированной помощи способствует успешному развитию детей с ЗПР.
2.Учет генетического хода развития нормально развивающихся детей. Л.С. Выготский раскрыл общность основных законов развития для нормального ребенка и ребенка с нарушениями в развитии. Ребенок с ограниченными возможностями должен пройти все стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся. Несмотря на то, что пути развития ребенка с нарушением в развитии будут специфичными, а этапы детского развития иметь качественное своеобразие при различных типах аномалий, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушением в развитии был максимально приближен к норме. Важным является положение о соотношении первичного и вторичного нарушений, которое показывает, что многие проявления в развитии ребенка определяются не только основными нарушениями, но и возникающими в результате неправильного подхода к воспитанию и обучению.
3. Учет сензитивных периодов в развитии. Л.С. Выготский показал, что в развитии ребенка есть периоды, в которые та или иная функция развивается наиболее быстро и полноценно. Если этот период упущен, то формирование данной функции становится затруднительным, а в некоторых случаях и невозможным.
4. Развивающий характер обучения. Обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Более раннее начало коррекционно-воспитательного процесса обусловливает ускорение темпа развития и преодоление нарушений в развитии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития (потенциальные возможности) ребенка. Учить можно и нужно тому, что ребенок пока не воспринимает самостоятельно, но усваивает под руководством взрослого.
5. Принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПР. Предполагает учет ведущего вида деятельности в процессе обучения и воспитания детей. Процесс психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и элементарной трудовой деятельностью. Принцип требует рационального сочетания теоретических знаний с практическими умениями, соединения образования с деятельностью. Практика углубляет знания, проверяет их истинность. Дети с ЗПР затрудняются в овладении знаниями, приобретении практических умений. Поэтому образовательный процесс в специальных образовательных учреждениях организуется на наглядно-действенной основе. Ребенку с нарушением в развитии становится доступным только то, чему он учится в процессе собственной деятельности под руководством педагога.
6. Опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Опираясь на положительные качества, развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, педагог предвосхищает процесс положительного формирования личности ребенка. При достижении успеха, ребенок испытывает радость, начинает верить в собственные силы, появляется уверенность в достижении поставленной задачи.
7. Комплексное использование методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Универсальных приемов воздействия не существует. Поэтому необходима совокупность способов, средств, методов и приемов, учитывающих индивидуальные особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технической базы, учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность педагогов. Применение методов, приемов должно осуществляться в последовательности, строгой логичности. Педагогическое воздействие должно влиять на сознание ребенка, его эмоционально-чувственную сферу, деятельность.
8. Учет индивидуально-типических особенностей ребенка. В работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. Педагог должен уметь организовать детский коллектив для овладения им знаний, умений, навыков. Одновременно педагог должен знать особенности каждого ребенка. Принцип предполагает изучение детей с разных сторон, выявление причин, характера тяжести дефекта, особенностей физического и психического развития, интересов, склонностей и т.д. В результате этого создаются педагогические характеристики, намечаются задачи коррекционно-педагогической деятельности с каждым ребенком. Если особенности характерные для одного ребенка наблюдаются и у других детей, то такие особенности называются типическими. Учет особенностей, присущих определенной группе детей происходит в процессе дифференцированного подхода. Для осуществления такого подхода необходимо деление детей на типогруппы. Подход учитывает вариативные типологические особенности детей в рамках одной категории нарушений. Он позволяет в пределах общего содержания обучения организовать его в соответствии с возможностями и особенностями детей в каждый отдельный период обучения. Отнесение детей к той или иной типогруппе непостоянно. По мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.
9. Учет общепсихологических и возрастных закономерностей развития. При формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса необходимо учитывать три параметра: совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе (социальная ситуация развития), уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития, уровень развития ведущей деятельности.
|
Связь с другими отраслями знаний
| Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР является составной частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и опирается на достижения детской и специальной психологии, дошкольной и специальной педагогики, педиатрии, невропатологии, психиатрии, нейрофизиологии, генетики, специальных частных методик и т.д.
|
Основные понятия
| Психическое развитие, задержка психического развития (ЗПР), дети с ЗПР, дети с педагогической запущенностью, коррекция, инфантилизм, психокоррекция, коррекционно-развивающее обучение, дифференцированное и интегрированное обучение, специальное (коррекционное) дошкольное учреждение, пониженная обучаемость и др.
|