Обучения и воспитания детей с ЗПР

Тема: Коррекционная направленность

Специфика основных моделей психолого-педагогической помощи

Тема: Основные модели психолого-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая помощь может различаться по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми. Эти различия формируют ту или иную модель психолого-педагогической помощи.

Модель помощи Специфические особенности модели
Диагностическая Объектом диагностики являются дети. Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинского, педагогического и психологического обследования дошкольников. Модель используется на ПМПК, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.
Медицинская Предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.
Психологическая Предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов, личности ребенка и разработку адекватных методов психологического воздействия, т.е. оказание всесторонней психологической помощи. В систему психологической помощи входят такие составляющие как: - психодиагностика; - психологическое консультирование; - психокоррекция; психологическая поддержка.
Педагогическая Включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог вместе с родителями анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.
Социальная Используется в семейной консультации. Родителей детей с проблемами в развитии знакомят друг с другом с целью общения и с имеющимися в населенном пункте социальными службами (семейные клубы, ассоциации).

Психолого-педагогическая помощь может заключаться в совете педагогам, родителям по использованию методов воспитания и обучения в отношении того или другого ребенка, составлении рекомендаций, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка, определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении, осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Цель, задачи, направления и условия эффективности коррекционной работы специализированных дошкольных образовательных учреждений

Цель ДОУ. Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его личностных качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии.
Задачи ДОУ. Диагностический блок задач. Посвящен медико - психолого-педагогическому изучению ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально – ориентированной программы его развития.
Блок воспитательных задач. Направлен на решение вопросов социализации, повышения автономии и самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционно-развивающий блок задач. Предполагает развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения, личностных ориентиров, обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам взаимодействия с детьми.
Блок оздоровительных задач. Определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника ДОУ. У детей формируют представления о здоровом образе жизни, способах укрепления своего здоровья. В данном блоке осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий.
Блок образовательных задач. Подразумевает обучение дошкольников способам усвоения общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей к школьному обучению.
Направления работы ДОУ. 1. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания детей (создание специальной развивающей среды, привлечение к коррекционной работе компетентных педагогов, подбор методических материалов для обследования детей и реализации основных направлений педагогической работы). 2. Разработка основных нормативных документов ДОУ, в которых отражается организация жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения. 3. Учет принципов специального обучения и воспитания, результатов диагностического обследования группы и каждого ребенка, задач и содержания основных разделов образовательной программы.
Условия эффективности работы ДОУ. 1. Учет структуры отклоняющегося развития и варианта задержки психического развития. 2. Сбор информации о здоровье ребенка. 3. Выявление условий жизни и воспитания ребенка в семье. 4. Знание возраста ребенка на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение. 5. Учет длительности пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: