Тема: Коррекционная направленность
Специфика основных моделей психолого-педагогической помощи
Тема: Основные модели психолого-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая помощь может различаться по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми. Эти различия формируют ту или иную модель психолого-педагогической помощи.
Модель помощи | Специфические особенности модели |
Диагностическая | Объектом диагностики являются дети. Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинского, педагогического и психологического обследования дошкольников. Модель используется на ПМПК, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. |
Медицинская | Предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка. |
Психологическая | Предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов, личности ребенка и разработку адекватных методов психологического воздействия, т.е. оказание всесторонней психологической помощи. В систему психологической помощи входят такие составляющие как: - психодиагностика; - психологическое консультирование; - психокоррекция; психологическая поддержка. |
Педагогическая | Включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог вместе с родителями анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. |
Социальная | Используется в семейной консультации. Родителей детей с проблемами в развитии знакомят друг с другом с целью общения и с имеющимися в населенном пункте социальными службами (семейные клубы, ассоциации). |
Психолого-педагогическая помощь может заключаться в совете педагогам, родителям по использованию методов воспитания и обучения в отношении того или другого ребенка, составлении рекомендаций, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка, определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении, осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
|
|
Цель, задачи, направления и условия эффективности коррекционной работы специализированных дошкольных образовательных учреждений
Цель ДОУ. | Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его личностных качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. | |
Задачи ДОУ. | Диагностический блок задач. | Посвящен медико - психолого-педагогическому изучению ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально – ориентированной программы его развития. |
Блок воспитательных задач. | Направлен на решение вопросов социализации, повышения автономии и самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, воспитание положительных личностных качеств. | |
Коррекционно-развивающий блок задач. | Предполагает развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения, личностных ориентиров, обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам взаимодействия с детьми. | |
Блок оздоровительных задач. | Определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника ДОУ. У детей формируют представления о здоровом образе жизни, способах укрепления своего здоровья. В данном блоке осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. | |
Блок образовательных задач. | Подразумевает обучение дошкольников способам усвоения общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей к школьному обучению. | |
Направления работы ДОУ. | 1. Обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания детей (создание специальной развивающей среды, привлечение к коррекционной работе компетентных педагогов, подбор методических материалов для обследования детей и реализации основных направлений педагогической работы). 2. Разработка основных нормативных документов ДОУ, в которых отражается организация жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения. 3. Учет принципов специального обучения и воспитания, результатов диагностического обследования группы и каждого ребенка, задач и содержания основных разделов образовательной программы. | |
Условия эффективности работы ДОУ. | 1. Учет структуры отклоняющегося развития и варианта задержки психического развития. 2. Сбор информации о здоровье ребенка. 3. Выявление условий жизни и воспитания ребенка в семье. 4. Знание возраста ребенка на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение. 5. Учет длительности пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида и др. |
|
|