Тема: Развитие движений у детей с нарушением речи

У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения двигательного порядка: например, у заикающихся нарушен общий ритм движений (насильственные движения в области речевого аппарата, возникающие при заикании, могут распространиться и на движения мышц лица, рук, ног, всего туловища). У дошкольников с алалией нередко отмечаются слабая ориентировка в пространстве, нарушения координации движений, функции равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость (паретичность) движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Таким образом, необходима коррекция речевой и общей моторики.

Физическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие человека. Движения не являются врожденными, а формируются у ребенка вместе с его развитием. Они зависят от условий и соответствующего воспитания. Потребность в движениях возникает у ребенка с самого раннего детства и, следовательно, с этого возраста необходимо обучение. Занятия, направленные на развитие движений способствуют:

    1. Физическому развитию.
    2. Воспитанию выносливости, организованности, активности.

Существует три формы организации деятельности детей, в которых развиваются движения:

      1. Развитие основных движений на занятиях физкультурой.
      2. Проведение общеразвивающих упражнений.
      3. Проведение подвижных игр.

К основным движениям относятся: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие. Они благоприятно влияют на физическое развитие: укрепляют и развивают мышцы, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обогащают двигательный опыт, укрепляют нервную систему, уравновешивают процессы возбуждения и торможения, что благотворно сказывается на нервно-психическом состоянии ребенка. Они приучают к точному, четкому выполнению упражнений в определенном ритме и темпе, согласованных с музыкальным сопровождением.

В зависимости от воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения подразделяются на:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса.

2. Упражнения для ног.

3. Упражнения для туловища.

Они могут проводиться с предметами и без них. В задачи упражнений входят:

-гармоничное развитие разных групп мышц;

-умение управлять движениями.

В данный раздел входят упражнения, регулирующие мышечный тонус, снимающие излишнее напряжение. Упражнения способствуют коррекции недостатков: сутулости, не координированности, неловкости, нечеткости.

При выполнении общеразвивающих упражнений внимание обращается на упражнения, укрепляющие мышцы спины, плечевого пояса, живота. Укрепление этих групп мышц обеспечивает правильную осанку. Детей обучают глубоко дышать, не задерживать дыхание при выполнении упражнений, т.е. сочетать темп дыхания с двигательными упражнениями.

Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр возможно решение следующих задач:

-развитие умений ориентироваться в пространстве;

-развитие умений изменять темп движений;

-развитие ритмичности движений;

-воспитание ловкости и др.

Игры способствуют закреплению навыков, полученных детьми на физкультурных занятиях.

При организации и проведении занятий необходимо учитывать характерные особенности детей с нарушениями речи. Вялых и нерешительных следует активизировать, требовать точного выполнения движений, а подвижных дошкольников - сдерживать. В занятия включаются упражнения на координацию движений и равновесие. Особенно они важны для детей с полиморфными речевыми расстройствами, у которых нередко нарушена моторная деятельность (наблюдается неловкость движений, неуверенная походка, слабая ориентировка в пространстве, нечеткая координация движений).

Наблюдения показывают, что дети, научившись управлять отдельными движениями, которые были для них ранее недоступными, получают уверенность в своих силах, а это в свою очередь способствует успеху коррекционно-педагогической работы по развитию общей и речевой моторики.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнения движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателя. В зависимости от возраста детей, этапа обучения они могут быть простыми и сложными. Дошкольники усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе проведения подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию, образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дошкольники учатся действовать в коллективе, согласовывать действия с действиями других детей, помогать им, проявлять инициативу, выдержку. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию оценки собственных возможностей, положительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает формирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх и соревнованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: