Геральдический

Геральдический орнамент нередко применяли для украшения мебели разных стилей как в виде резьбы по дереву, так и в виде мозаичного набора. Это сложные многокрасочные, мозаичные полотна, выполнение которых требует высокого мастерства и разнообразных пород древесины.

Основная сложность при выполнении таких на­боров состоит в правильном подборе цветовых со­четаний различных элементов мозаики. Изображе­ние должно быть четким и хорошо читаться на рас­стоянии. В то же время оно не должно быть пест­рым и дробным, необходимо сохранить целостность изображения, единый колорит.

При работе над сложным геральдическим орна­ментом (гербы, ордена) рисунок подвергают не­которой переработке, обобщению, не стремясь воспроизвести мельчайшие детали. Для более лег­кого прочтения надписи обычно делают несколько крупнее. Однако обобщение рисунка надо делать очень умело, чтобы не исказить оригинал. Поэто­му неопытному мозаичнику не следует браться за сложный геральдический набор.

Мозаика на сферической поверхности

Уметь декорировать любую кривую поверхность мозаичным набором из шпона (фанерок) особен­но заманчиво для резчика по дереву. Это расши­ряет его возможности и по художественному реше­нию, и по составлению композиции при выполне­нии какого-либо изделия. Набор маркетри на сфе­рической поверхности (доски, поделки) или на какой-либо иной, не развертываемой поверхности лучше делать непосредственно на месте. Для этого найденный рисунок композиции переносится на декорируемую поверхность, и на ней приклеива­ются кусочки фанерок набора. Чем больше кривизна поверхности, тем меньше площадь таких фанерок. Лучше начинать работу с тех мест, которые будут являться базой рисунка и менее подвергнутся последующим изменениям в цвете: фон в натюрморте, небо в пейзаже и др. В этом случае их легче приклеить увлажненными без покрытия лицевой стороны лаком, тогда они (особенно орех для темного фона) более податливы на деформа­цию. Дальнейшую работу или, по крайней мере, последнюю ее стадию надо делать, покрыв все при­клеенные и высохшие фанерки лаком. Последую­щие фанерки набора также предварительно лаки­руются по лицевой стороне. На заключительной стадии набор маркетри на сферической поверхнос­ти не вызывает трудностей, так как оперировать приходится уже мелкими кусочками фанерок.

Перед тем как приклеить части набора оконча­тельно, лучше их сначала наживить небольшим количеством клея или булавками, чтобы видеть цветовое сочетание с окружением. В такой работе с мелкими кусочками фанерки достаточно надеж­ны и другие водные клеи (кроме столярного), на­пример ПВА.

В иных случаях при удалении уже приклеенного участка фанерки нарушается и поверхность осно­вы. Но преодоление таких технических трудностей является несравнимо более легким, чем творчес­кие поиски в композиции.

Список литературы:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: 1984.

2. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. – М.: 1983.

3. Куренкова З.М. Народные художественные промыслы. Проблемы эффективности. – М.: 1981

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: 1983.

5. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественная обработка дерева. – М.: 1985.

Дополнительная:

1. Коновалов А. Плат узорный. – М.: 1981.

Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: