Геральдический орнамент нередко применяли для украшения мебели разных стилей как в виде резьбы по дереву, так и в виде мозаичного набора. Это сложные многокрасочные, мозаичные полотна, выполнение которых требует высокого мастерства и разнообразных пород древесины.
Основная сложность при выполнении таких наборов состоит в правильном подборе цветовых сочетаний различных элементов мозаики. Изображение должно быть четким и хорошо читаться на расстоянии. В то же время оно не должно быть пестрым и дробным, необходимо сохранить целостность изображения, единый колорит.
При работе над сложным геральдическим орнаментом (гербы, ордена) рисунок подвергают некоторой переработке, обобщению, не стремясь воспроизвести мельчайшие детали. Для более легкого прочтения надписи обычно делают несколько крупнее. Однако обобщение рисунка надо делать очень умело, чтобы не исказить оригинал. Поэтому неопытному мозаичнику не следует браться за сложный геральдический набор.
Мозаика на сферической поверхности
|
|
Уметь декорировать любую кривую поверхность мозаичным набором из шпона (фанерок) особенно заманчиво для резчика по дереву. Это расширяет его возможности и по художественному решению, и по составлению композиции при выполнении какого-либо изделия. Набор маркетри на сферической поверхности (доски, поделки) или на какой-либо иной, не развертываемой поверхности лучше делать непосредственно на месте. Для этого найденный рисунок композиции переносится на декорируемую поверхность, и на ней приклеиваются кусочки фанерок набора. Чем больше кривизна поверхности, тем меньше площадь таких фанерок. Лучше начинать работу с тех мест, которые будут являться базой рисунка и менее подвергнутся последующим изменениям в цвете: фон в натюрморте, небо в пейзаже и др. В этом случае их легче приклеить увлажненными без покрытия лицевой стороны лаком, тогда они (особенно орех для темного фона) более податливы на деформацию. Дальнейшую работу или, по крайней мере, последнюю ее стадию надо делать, покрыв все приклеенные и высохшие фанерки лаком. Последующие фанерки набора также предварительно лакируются по лицевой стороне. На заключительной стадии набор маркетри на сферической поверхности не вызывает трудностей, так как оперировать приходится уже мелкими кусочками фанерок.
Перед тем как приклеить части набора окончательно, лучше их сначала наживить небольшим количеством клея или булавками, чтобы видеть цветовое сочетание с окружением. В такой работе с мелкими кусочками фанерки достаточно надежны и другие водные клеи (кроме столярного), например ПВА.
|
|
В иных случаях при удалении уже приклеенного участка фанерки нарушается и поверхность основы. Но преодоление таких технических трудностей является несравнимо более легким, чем творческие поиски в композиции.
Список литературы:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: 1984.
2. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. – М.: 1983.
3. Куренкова З.М. Народные художественные промыслы. Проблемы эффективности. – М.: 1981
4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: 1983.
5. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественная обработка дерева. – М.: 1985.
Дополнительная:
1. Коновалов А. Плат узорный. – М.: 1981.
Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: 1985.