Художественная обработка дерева и применение в интерьере (мебель) в конце XIX в

Никогда еще русское искусство, в том числе декоративно-прикладное, не развивалось в столь сложных >и.противоречивых усло­виях.

С развитием капитализма и его бурным ростом во второй половине XIX в. искусство подвергается воздействию буржуазной идеологии и частно-капиталистическим интересам, которые приводят к значительному снижению художественного уровня архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Эклектизм был особенно характерен для облика интерьеров. Наибольший расцвет его в России приходится на 60—80-е годы XIX в.

Развитие капитализма обусловило строительство большого количества зданий, связанных с промышленностью, торговлей, транспортом (заводы, склады, универсальные магазины, крытые рынки, выставочные павильоны, ж-д. вокзалы), и многоквартирных домов, которые рассматривались как источник дохода.

Типичным явлением становится подражание стилям прошедших эпох стран западной Европы: готическому, Ренессансу, искусству Франции XVII, XVIII вв., Англии второй половины XVIII в. и др. Были случаи, когда комнаты особняков буржуазии оформлялись и обставлялись каждая в своем роде: в гостиной все подражало стилю рококо, в кабинете — готическому и т. д.

В оформлении интерьеров применяли древесину, гипсовую лепнину, роспись; стены, как правило, оклеивали обоями.

Применение дереза в интерьере второй половины XIX и начале XX в. сократилось и не представляет собой художественного интереса. Способы художественной отделки и применяемые породы древесины по сравнению с прошедшим периодом стали более ограничены. Из всех способов отделки древесины наибольшее внимание уделяется крашению древесины, так как имитация под дорогие породы применяется теперь гораздо шире, чем раньше.

Паркеты этого времени были весьма разностильны в своих решениях и

часто композиционно не отвечали общим формам интерьера. В отдельных случаях композиция паркета была необычайно сложной, лишена той художественной выразительности, которой отличались паркеты прошлого. Сравнительно широко стали использовать щитовой паркет, выполненный фабричным способом. В начале XX в. большая часть предприятий, производящих паркет, переходит на изготовление стандартных клепок из дуба.

Большое место в убранстве стали занимать тяжелые ткани (бархат, плюш), которыми драпировали оконные и дверные проемы, обивали мягкую мебель, накрывали столы гостиных. Полы стали застилать коврами. Орнаментальные украшения в убранстве интерьеров были в изобилии и не всегда соответствовали данному помещению или предмету. Во всем чувствовалась перегруженность, отсутствие чувства меры и гармонии пропорций (см. рис. 152, 153).

В обстановке одной комнаты часто находились предметы разнохарактерные, не имеющие между собой не только внутренней, но и внешней связи. При этом интерьер заполнялся.множеством мало полезных предметов и безделушками, что создавало перенасыщенность, и любая вещь воспринималась лишь частично.

Все вместе взятое составляло так называемый «буржуазный комфорт». Предметы, украшающие интерьер, в том числе и мебель, имели довольно усложненную композицию, в них соединялись разнородные по своей природе и времени конструктивные детали и орнаментальные формы. Один предмет мог иметь черты двух-трех стилей. В некотором отношении этому способствовали всемирные и отечественные выставки. Имея большое положительное значение для развития русской промышленности

и торговли, они внесли и отрицательные черты, в частности в конструирование мебели.

Художники, работавшие на мебельных предприятиях, при составлении проектов мебели пользовались издаваемыми в то время каталогами всемирных выставок. В мебели, особенно выпускаемой капиталистическими предприятиями, стала наблюдаться в известной степени унификация, стремление к единой норме, а это в свою очередь Всемирная выставка мебели, состоявшаяся в Париже в 1855 г., и «Альбом образцов универсальной меблировки». Мебель, подобная рисункам альбома (кресла, шифоньеры, шкафы, буфеты и др.), пользовалась приводило к однообразию, стиранию национальных особенностей. Особенно заметное воздействие в этом отношении оказали большим спросом в буржуазной среде и была как привезенной, так и отечествен­ного производства. На рис. 154 показано кресло, созданное в подражание стилю рококо. Но резной орнамент спинки имеет строго симметричное расположение, стилизацию форм и некоторую графичность. Передние ножки заканчиваются львиной лапой, а подлокотники — женской головкой. Рисунок обивки со­стоит из крупных завитков геометрически-растительного характера и случайно ограничивается формой деревянной обвязки спинки и сиденья. С подлокотников свисает тяжелая, длинная бахрома. Полосу бахромы прибивают также по низу спинки и сиденья.

Такой прием украшения применяется в мягких креслах и диванах, сделанных в подражание и другим стилям (рис. 155).

Шкафы (рис. 156), буфеты и другие крупные предметы мебели отличались сложными, с несколько суховатым рисунком, профилями карнизов, плинтусов, угловых раскладок и накладных филенок. Некоторую мягкость придают предметам резные украшения довольно тонкого рисунка из мелких форм и токарные детали, дополненные резьбой такою же характера.

Резных и токарно-резных деталей было слишком много даже в таких предметах, как письменные столы (рис. 157). Кроме того, на крышке с трех сторон делали невысокое ограждение из точеных деталей.

Вместо наборного дерева в это время широко пользуются инкруста­цией, делая декоративные наборы из перламутра и черепахи. Иногда на поверхность дерева переводят целые гравюры.

Техническое мастерство и высокое качество внешней и внутренней отделки было достоинством мебели и этого времени.

Из всех предметов мебели наибольшей громоздкостью отличались буфеты (рис. 158). Они состояли из собственно буфета и боковых частей, которые в нижней части закрываются глухими дверцами, а в верхней — состоят из рядов открытых полок. Встречаются буфеты и несколько иного решения. Характерной особенностью их являются сложные по профилю, резко выступающие филенки с гладкой поверхностью или укра­шенные рельефной резьбой.(рис. 159), состоящей из довольно разнооб­разных по композиции 'натюрмортов, изображающих цветы или плоды, среди которых помещена убитая дичь, виноградная гроздь и бокал, или сноп пшеницы с серпом и т. д. Подобную мебель в России выпускали мебельные фабрики Дункера, Мельцера, Шмидта, Фреймана, Герца и многие другие.

Составленные художником проекты на мебель каждый фабрикант должен был утвердить в юродском Совете Мануфактур и Торговли. Рисунки утверждались на определенный срок, не более чем на два-три года и право производства по ним мебели имело только предприятие их представившее.

Мебельная продукция кустарного производства, рассчитанная на городского покупателя, делалась по модным картинкам, в подражание фабричной. Так, при Вятском кустарном музее и производственной мастерской имелись каталоги мебели, выпускаемой фабриками Москвы Петербурга и иностранными фирмами.

Художники, работавшие в качестве руководителей мастерских земств или в иной форме связанные с работой художественных промыслов стремятся, с одной стороны, сохранить национальные черты, с другой — модернизировать продукцию, идя навстречу новым веяниям буржуазного искусства, вкусу буржуазии и купечества как основных потребителей. Поэтому кустарные промыслы, ослабившие конкуренцию между кустарями, между кустарем и фабричным производством, не смогли сохранить типичные, местные, художественные особенности каждого центра ремесла

Развитие капитализма привело дворянство к разорению. Вследствие этого дворянство продавало свои усадьбы, основными покупателями ко­торых была нарождающаяся буржуазия, купечество. Вместе с домом в купеческий быт попадала и обстановка дворянских особняков. Тяготея к дворянскому, аристократическому быту, купечество с большой охотой приобретало новую мебель, похожую на ту, которая стояла в дворянских особняках, и мастера, стараясь угодить вкусу потребителя, брали ее за образец. В результате строгость форм мебели смягчалась, а декор гру­бел, ценная древесина заменялась дешевой, имитированной под дорогую.

В свою очередь в простой белодеревной, крестьянской мебели сказались некоторые черты, характерные для мебели русской классики и других стилей. Прежде всего это выразилось в облегчении ее конструкции, в уменьшении запаса материала, в характере рисунков, в приемах композиции и украшениях, в частности, в своеобразных решениях спинок стульев (рис. 161).

Рост национального самосознания русского народа, интерес к национальному искусству прошлого и настоящего, наметившийся в конце XVIII и начале XIX в., прошел красной нитью через всю русскую культуру.

Передовые общественные массы, связанные с деятельностью русских революционных демократов Н. Г. Чернышевского ', Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, оказывали благотворное влияние на развитие культуры и искусства второй половины XIX в. Не ограничивая себя узкоклассовыми задачами, передовые русские писатели, художники, композиторы отзывались на запросы широких слоев общества.

В целях изучения памятников старины – архитектуры, предметов крестьянского быта, фольклора, народной музыки, песен и т. д., в разные концы России были направлены специальные экспедиции. Огромное значение имела личная инициатива отдельных художников, ученых, архитекторов. Они вели работу по сбору материала, делали зарисовки, вели исследования. В результате такой деятельности появилось много печатных трудов, имеющих подлинно народное значение.

Однако наряду с этим в определенных кругах находили признание и такие работы, в которых существо народного крестьянского искусства явно искажалось и утрировалось. К такой категории работ в первую очередь следует отнести альбом «Мотивы русской архитектуры» издания 1875 г., состоявший из проектов деревянной выставочной и дачной архитектуры и проектов мебели. Проекты были выполнены главным образом архитектором И. Н. Петровым (псевдоним И. П. Ропет). По проектам И. П. Ропета сооружались павильоны и на всемирных выставках 1878, 1888 и 1893 гг.; обставлялись они мебелью, соответствующей общему облику архитектуры (рис. 162).

Резные украшения этой мебели имели значение внешней, как бы приставной декорации, сильно перегруженной орнаментом. Резьба преобладала пропильная (типичная не для крестьянской, а для городской архитектуры того времени). При этом орнамент был измельчен, создан в подражание кружевам, вышивкам и рукописным орнаментам. Среди сложных переплетений, резного или выпиленного орнамента встречались изображения петухов, получивших распространение в рисунках для вы­шивки крестом и механически вкомпанованных в орнамент.

Направленность работ И. П. Ропета и других архитекторов и художников этого течения вошла в историю русского искусства под названием «Петушиный стиль».

Формы мебели зачастую были просто нелепыми. Так, на Всероссийской промышленной выставке 1870 г. экспонировался гарнитур дубовой мебели, выполненный по личному рисунку резчиком-художником В. П. Шутовым.

Среди этой мебели находилось обратившее тогда на себя общее внимание кресло в «русском» стиле (рис. 163), спинка которого решена как дуга с надписью «Тише едешь, дальше будешь», а подлокотники имеют форму топоров. На выступающей из-под спинки кресла части сиденья в резьбе изображены рукавицы и кнут. В позднейших повторениях того же кресла (Шутову была выдана 10-летняя привилегия на его воспроизводство), кроме рукавиц и кнута, сзади была изображена балалайка с перевившим ее кушаком.

В конце XIX в. среди городского населения — буржуазии, купечества и части интеллигенции — мебель в «русском народном стиле» начина- и части интеллигенции — мебель в «русском народном стиле» начинает пользоваться широкой популярностью

«Под национальную старину» обставляют главным образом столовые. Но мелкие предметы: шкафчики, аптечки, полочки, вешалки и др., созданные «под старину», «в русском народном стиле», встречаются в обстановке почти каждого состоятельного горожанина, особенно в городах, вблизи которых расположены промыслы.

Под Москвой, в Абрамцево, в имении известного русского мецената С. И. Мамонтова, в 1885 г. была организована столярно-резчицкая мастерская. Первоначально изделия в ней выполнялись только для себя. Но вскоре деятельность мастерской расширилась — продукцию начали отправлять в Москву для продажи; организовали обучение и создали своего рода школу, которая, просуществовав более тридцати лет, подготовила значительное количество специалистов по художественной обработке дерева (в основном из жителей близлежащих деревень).

Некоторые из художников «мамонтовского кружка»: В. М. Васнецов., В. Д. Поленов и его сестра художница Е. Д. Поленова—приняли деятельное участие в.составлении эскизов мебели и бытовых деревянных изделий, а также в зарисовках и в приобретении бытовых предметов крестьян _

Мебель из мастерской Абрамцево создана на иной основе. В ее компоцизии, например, гарнитура стола и к нему табуретов и (рис. 164), легли образцы мебели XVII в. из церковной (свечные лари, рис. 165). Крышка стола и сиденье табуретов сделаны из очень толстых досок, торцовые края которых украшены геометрической резьбой (прием не типичный для народной мебели). Царги слишком широкие, со вставными небольшими по размерам квадратными филенками, украшенными резьбой и обрамленными сложной по профилю рамой..Короткие ножки мебели сделаны под простую плотницко-столярную работу, усложненного рисунка, с несколько выпуклой частью посредине. Ножки со всех сторон соединены дощатой проножкой.

Основным приемом украшений абрамцевской мебели была трехгранно-выемчаггая резьба, рисунок которой часто носил характер не типичный для данного изделия и даже не всегда был характерным для резьбы по дереву.

Рисунок резьбы составлялся иногда механически и заимствовался частями с многих других разнохарактерных предметов. Так, например, пользовался одобрением и имел распространение «шкаф с колонной» (рис. 166), выполнявшийся по рисунку Е. Д. Поленовой. Нижняя часть шкафа была решена как полочка с выдвижной дверцей, которая была приобретена для музея в деревне Комягино; ручка воспродаводила деталь донца, привезенного из деревни другой губернии; форма и резьба верха шкафа решена как передок телеги и т. д.

Среди ремесленников, работавших в мастерской, были одаренные люди, но они не могли найти применения своим творческим способностям, так как их работа заключалась только в исполнении изделий по готовым рисункам. Принять участие в создании предметов, подобных тем, которые они выполняли по готовым рисункам, т. е. чуждых народному быту, народному понятию красоты, а следовательно, чуждых и их личному восприятию, было для них противоестественным. Поэтому некоторые из мастеров направляли свою творческую деятельность на поиски новых технических приемов резьбы или росписи.

Особенно выделялся работами талантливый мастер Василий Петрович Ворносков. Он применял главным образом плоско-рельефную резьбу с завальным фоном. Взяв за основу народный прием, характерный для резьбы на мелких бытовых предметах Владимирского края, В. П. Ворносков внес некоторые изменения: сочетал в резьбе мягко заоваленные края с острыми гранями, выбирал фон на разную глубину. Такой добивался большего разнообразия в трактовке однотипных форм орнамента, выявления основных частей композиции узора благодаря своеобразной игре света и тени. Преобладающим мотивом рисунка резьбы были изображения растительного характера, состоящие из мелких, плавно закругленных форм (рис. 167). В растительный узор В. П. Ворносков вводит изображения сюжетного характера: фигуры человека, животных, птиц. Типичным для его изделий становится морение в темно-коричневый цвет.

Изделия и резьба В. П. Ворносков а пользовались популярностью и ее культивировали другие мастера. Она стала называться: «абрамцевская», «ворносковская», «кудринская» (от деревни Кудрине, где жил Ворносков) и «абрамцево-кудринская».

В дальнейшем подражательство «под старину» получает большой размах в деревянном загородном (дачном) строительстве и в строительстве выставочных павильонов на всероссийских и международных выставках. На Всемирной выставке в Париже 1900 г. был выстроен огромный деревянный городок, который в общем воспроизводил картину Московского Кремля (арх. Р. Ф. Мельцер), а отдельные его сооружения, в частности Павильон кустарной промышленности (рис. 168), построенный по проекту художника К. А. Коровина, был решен в подражание сказочным теремкам. Несмотря на то, что выставка 1900 г. создавалась как синтез материальной и духовной культуры каждого государства за столетие и одним из ее разделов был показ мебельного производства и форм мебели жилых и общественных зданий, предметами обстановки многочисленных помещений русского павильона были: лавки, скамейки с переметными спинками, столбцы, укладки, висячие шкафчики и др. Изолированное от истории русского народа, от социально-экономических условий быта, а потому поверхностное изучение и эклектичное использование народного, крестьянского искусства не могло дать положительных решений даже тогда., когда в создании новых образцов изделий принимали участие видные художники.

Апофеозом эстетского отношения к народному искусству явилась 2-я Всероссийская кустарная выставка 1913 г., носящая по каталогам название «народной» (изделия земских мастерских). На выставке разнообразных предметов из различных материалов была широко представлена мебель: фанерованная, плетеная с резьбой и расписанная. Мебель имела несвойственный народным традициям орнамент и форму.

Среди образцов мебели Семеновских кустарей было известное нам кресло с топориками, все детали конструкции которого были украшены орнаментом, выполненным хохломским способом.

В последнем десятилетии XIX в. в России появилась гнутая из бука, так называемая «венская» мебель.

Впервые такая мебель начала вырабатываться в Вене на фабрике Тонет. Эта мебель обладает необыкновенной.прочностью. Технологический процесс ее изготовления менее сложен и при этом материала на каждое изделие расходуется минимальное количество. Легкость также является ее достоинством. Кроме того, венская мебель имела весьма доступную цену. Все эти преимущества делали венскую мебель ши­роко распространенной во многих странах.

В Россию эта мебель привозилась большими партиями из Вены и Варшавы. Но кроме привозной, гнутая мебель была и отечественного производства. Русские мастера к этому времени в совершенстве владели гнутьем древесины и поэтому на мебельных фабриках России венская мебель выпускалась в достаточном количестве и разнообразии.

Основным конструктивным элементом этой мебели служит гнутый, тонкий, круглого сечения стержень. Эластичность бука позволила получать из прямого стержня не только слабо изогнутые, но закругленные, круглые и спиралевидные формы.

Гнутые детали делали таз одного стержня или составными. В местах стыка одну часть накладывали на другую и скрепляли шурупами, болтами или фасонными гвоздями.

Вначале делали только стулья; а затем — кресла, диваны (гарниту­ры мебели для сиденья), небольшие столики и вешалки.

Стулья, как кресла и диваны, делал и со спинкой, состоящей из двух подобных по форме резко закругленных стержней, как бы вложенных на определенном расстоянии один в другой.

Сиденье стула обычно делали круглым. В его деревянную рамку вставляли плетеную сетку. Изогнутые передние и задние ножки имели большие выносы (рис. 169, а)!

В процессе производства конструкция стула менялась (рис.169 б) спинку делали более вытянутой формы, составляя ее из отдельных прямых и гнутых стержней, а задние и передние ножки стали меньше изгибать. Гнутье начали соединять с фанерными деталями (сиденье и верхняя часть спинки) и украшали тисненым или гладким трафаретным рисунком. Фанерные детали спинок стульев, кресел и диванов делали также фигурными, украшая пропильной резьбой-несложного рисунка. Передние ножки стали дополнять профилями токарной работы (рис. 169, в], выделяя ими узловые соединения с царгой и проножкой, а также нижнюю опорную часть.

Новой и весьма удобной формой мебели, созданной в характере гнутой (венской) мебели, яв­ляется качалка (рис.170)—большее кресло с наклонной спинкой, на котором можно полулежать и слегка покачиваться, благодаря тому, что опорные полозья мягко изогнуты. Для устойчивости и равновесия полозья имеют упор, который в то же время определяет предел раскачивания. Сиденье и спинка качалки обычно сделаны из сетки.

Столики состояли из слегка изогнутых стержней и фанерных плоскостей.

Вешалки состояли из стержня, укрепленного внизу на основании круглой формы. Верхняя часть стержня имела завитки — крючки для пальто, расположенные симметрично по кругу. Вешалку можно легко переносить с места на место.

Древесину, из которой делали венскую мебель, оставляли светлой или подкрашивали в черный и темно-коричневый цвет. На фанерных деталях с тисненым рисунком подкраску делали двух тонов —темный рисунок на более светлом фоне или наобо­рот.

Гнутая мебель русского производства отличается большей прямизной стержня и более частым применением фанерных деталей. Многие формы кресел (рис. 171) по своей композиции тяготеют к мебели русской классики конца XVIII, начала XIX в.

К концу XIX и в начале XX в. капитализм в России перерастает в последнюю стадию своего развития — империализм. Это находит отражение в новом, упадническом направлении буржуазного искусства, получившем название модерн.

Выразители этого направления в декоративно-прикладном искусстве стремились создать новые формы и орнаментику.

При украшении мебели применяли резьбу невысокого рельефа (часто накладную), тонируя ее в более светлые тона, чем фон, или выделяя бронзированием. Большое применение находят наборные цветные стекла, соединенные между собой медными или свинцовыми пайками.

Украшением служили фарфоровые плитки и стекла с разноцветными орнаментами, наборы из различных пород дерева и инкрустация.

Мотивами орнамента были стилизованные почки и цветы, причудливо изгибающиеся ветки и листья, иногда гроздья винограда и женские маски.

Кривые переплетающиеся формы составляли также и мотивы сквозной резьбы.

Для криволинейных форм главным образом применяли детали, выпиленные из массива, а также изготовленные способом гнутья.

Тот или иной орнамент обычно располагали не на всей плоскости филенки, а в отдельных местах: на передних стенках выдвижных ящиков, на фронтонах шкафов, на крышках и подстольях гостиных столов и реже — на лицевых сторонах обвязок и рамок изделия.

Ножки, проножки и некоторые другие детали обрабатывали сложными ребристыми профилями.

Для мебели использовали древесину ореха, бука и дуба, хорошо воспринимающих матовую отделку. Березу, ясень и липу перед отделкой окрашивали протравами в серо-зеленоватый, красноватый, темно-желтый или темно-коричневый цвета.

Мягкую мебель обивали шелком, атласом, ситцем и др. тканями, имеющими крупный рисунок в виде цветов или других узоров. Большое применение получила обивка из тисненой кожи и плетеные сиденья. Твердые сиденья встречались реже.

Фурнитура, изготовленная главным образом из металла по мотивам рисунка, соответствовала орнаментальным формам изделия.

Благодаря конструктивным особенностям мебель нового стиля имела несоразмерно высокую форму. Но ее неширокие бруски обвязок и рамок, ниш и полок, а также широко используемая ажурная пропильная резьба значительно уменьшают запас материала и по сравнению с мебелью 60—80-х годов XIX в. придают изделиям большую легкость.

Ассортимент изготовляемой мебели был весьма широк, в него входили изделия различного назначения. Мебель изготовляли в виде отдельных предметов и гарнитурами.

Столы. Большие обеденные столы (рис. 175) делали раздвижными (со вставными досками), с высоким подстольем и прямыми ножками квадратного сечения. Ножки соединяли одной или двумя проногами в середине.

Обычные (нераздвижные) столы имели скошенные с внутренних сторон ножки, проножки с фигурным профилем и обвязь с пропильным узором.

Гостиные столы были различных размеров и имели круглые и четырехугольные крышки с прямыми и фигурными сторонами. Прямые или плавно изогнутые ножки в нижней части соединялись различными по рисунку и устройству проножками.

Иногда ножки скрепляли перекрещивающимися гнутыми устоями. Подстолье украшали резьбой.

Туалетные столики обычно были односторонними. Под столовой доской размещали высокий шкафчик с двумя створками, за которыми были расположены полки. Ножки столика были прямые или фигурные. К одной стороне стола крепили зеркало со скругленной верхней частью, к другой — выдвижные ящички на кронштейнах.

Рабочий дамский столик имел небольшие размеры. Подстолье с крышкой крепили к косо поставленным прямым ножкам, которые связывали проножками. В подстолье по всей его ширине помещался выдвижной ящик, а под ним более узкий — подвесной.

Дамские письменные столы, как и туалетные, чаще делались односторонними. Подстолье с двумя выдвижными ящиками соединялось с одной стороны с тумбочкой, с другой — с ножками, которые были скреплены между собой внизу проногой. В верхней части стола над тумбочкой помещался шкафчик, створка которого имела стекло со спайкой.

По всей длине стола от шкафчика до боковинки, возвышающейся над столом, устраивали полик, к которому крепили полки и выдвижные ящички.

Большой письменный стол симметричной композиции (рис. 176) имел две тумбы с располагающимся на них подстольем, с тремя выдвижными ящиками. Верх стола оформлялся надстройкой, состоящей из задней стенки, полки с кронштейнами и фигурно решенного завершения.

Мебель для сиденья. Большим разнообразием форм и декоративностью решений отличались спинки стульев (рис. 177), кресел и диванов. Спинки делали различной высоты, с прямыми или расширяющимися кверху боковыми брусками обвязки. Верхняя часть спинки была округленной или волнообразной, с выступающей серединой.

Филенки спинок полужесткой и полумягкой мебели были сплошными и не доходили до сиденья. Филенки жестких спинок обычно решались в виде решетки криволинейных очертаний. Обвязь сиденья делали невысокой, прямой с лицевой стороны, а снизу с трех других сторон вогнутой и плавно сливающейся с ножками. Высокую обвязку делали в том случае, когда применяли резные украшения.

Ножки стульев чаще всего- были изогнутыми с уширением в нижней и верхней частях. Места соединений ножки с обвязью сиденья всегда четко выделялись. Подлокотники кресел, диванов были несколько выгнуты вниз, к рамке спинки, незаметно сливаясь с ней. Скругленная передняя часть подлокотника опиралась на вертикально поставленный или слегка изогнутый устой; в этом случае устой как бы получал продолжение и выходил из обвязки дополнительной опорой, сливаясь внизу в одно целое с передней ножкой.

Банкетная скамья, одноместная банкетка и табурет для рояля по кoнструктивным и декоративным признакам были похожи на описанную выше мебель для сиденья.

Ш к а ф ы. Шкафы по своему назначению были самые разнообразные для платья и белья, книг, хранения редких вещей и предметов, хранения столовых принадлежностей и др. Конструктивно они были односторонними и двусторонними.

Шкафы для платья и белья двусторонние имели три отделения, односторонние — два. Одна часть шкафа выделялась большими размерам (по высоте и ширине), вместо филенки в дверку вставляли зеркало, верх оформляли более массивным карнизом или фронтоном. Внизу шкафа размещались выдвижные ящики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: