Вопрос 2. Учет процесса снабжения

Процесс снабжения - совокупность операций, обеспечивающих предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для изготовления продукции.

Предприятие приобретает у поставщиков материалы, топливо и другие предметы по отпускным ценам, которые для него являются покупной или заготовительной стоимостью. Кроме того, оно несет другие расходы, связанные с приобретением предметов труда: это оплата провоза приобретенных ценностей, их погрузки и выгрузки (например, заработная плата грузчиков), вознаграждение посредникам, таможенные пошлины, проценты по кредитам, взятым для приобретения материалов и пр. Они называются транспортно-заготовительными расходами.

Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость приобретенных предметов труда.

Снабжение осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия.

Поэтому основными задачами учета являются:

♦ определение фактического объема снабжения, как в натуральном, так и в денежном измерении;

♦ исчисление фактической себестоимости приобретенных предметов труда.

Для решения этих задач в системе бухгалтерского учета используют такие счета, как:

♦ счет 10 «Материалы» в разрезе субсчетов; Счет всегда активный. По Д отражаются поступления материальных ценностей, по К - списание.

♦ счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет пассивный. А также для учета операций по процессу заготовления применяются «51», «52» счета.

♦ счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

♦ счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

♦ счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и др.

В бухгалтерском балансе материалы, которые имеются на предприятии, учитываются только по фактической себестоимости. В текущем учете — по фактической себестоимости либо по учетным (фиксированным) ценам.

В течение месяца учет приобретенных товаров ведется по твердым учетным ценам, т.к. фактическую себестоимость ТМЦ можно определить только в конце месяца.

Порядок отражения в учете хозяйственных операций процесса снабжения рассмотрим на примерах.

1.Согласно накладной поставщика на предприятие «Медио» поступили:

Материалы D 10 т по 800 р. за 1 т на 8000 р.,

Материалы К 20 т по 300 р. за 1 т на 6000 р.

Итого 14 000 р.

НДС по счету 2520 р.

Всего 16 520 р.

2. Счет транспортной организации за доставку материалов на предприятие:

«Медио» 1800 р.

НДС по счету 324 р.

Всего 2124 р.

3. Задолженность перед поставщиком и транспортной организацией в сумме 18644 р. погашена с расчетного счета предприятия.

Если текущий учет материалов ведется по фактической себестоимости, то стоимость материалов, собирают по дебету активного счета 10 «Материалы». С помощью бухгалтерских проводок можно отразить операции по поступлению материалов, как показано в табл. 7.

Таблица 7

Учет поступления материалов на предприятие (текущий учет материалов ведется по их фактической себестоимости)

Содержание операции Корреспондирующий счет Сумма, р.
дебет кредит  
1. Акцептован счет поставщика за приобретенные у него материалы 1.1. В части суммы счета без НДС 1.2. В части НДС по счету 2. Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов 2.1. В части суммы счета без НДС 2.2. В части НДС по счету 3. С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиком и транспортной организацией 10 18 10 18   14 000 18 644

Таким образом, процесс снабжения является первой фазой кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого деньги превращаются в предметы труда, образующие производственные запасы. Предприятие заключает договор с поставщиком на доставку основных средств или ТМЦ. В договоре оговариваются условия поставки: наименование, количество, сроки поставки, форма оплаты и др. Цена, указанная в договоре называется договорной. Для поставщика она является - отпускной, а для покупателя – покупной.

При этом себестоимость каждого вида материалов определяется следующим образом:

1) находится коэффициент распределения транспортно -заготовительных расходов (ТЗР). В данном примере он равен: 1800: 14000 = 0,12857.

2) Сумма ТЗР, приходящаяся на материалы. Например:

материалы

А – 8000 р.,

Б – 6000 р.,

тогда сумма ТЗР составит:

А = 8000 х 0,12857 =1029 р.,

Б = 6000 х 0,12857 = 771 р.

Всего 1800 р.

Тогда фактическая себестоимость составит:

Материал А 8000 + 1029 =9029 руб.

Материал Б 6000 + 771 =6771 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: