Учет материально-производственных запасов

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные за­пасы являются частью активов организации, которые:

- используются в качестве сырья, материалов и т. п. при произ­водстве продукции, предназначенной для продажи, выполнения ра­бот, оказания услуг;

- предназначенные для продажи;

- используются для управленческих нужд организации.

ПБУ 5/01 определяет правила учета имущества, входящего в состав оборотных активов организации, используемого при произ­водстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, не превыша­ющего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.

В состав материально-производственных запасов входят сле­дующие группы оборотных активов:

- материалы — часть материально-производственных запасов (МПЗ), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со сред­ствами труда и рабочей силой производственный процесс предприя­тия, в котором они используются однократно. Они целиком потреб­ляются в производственном цикле и полностью переносят свою сто­имость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

- инвентарь и хозяйственные принадлежности — часть МПЗ, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 меся­цев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 ме­сяцев;

- готовая продукция — часть МПЗ, предназначенных для про­дажи, являющаяся конечным результатом производственного цик­ла, активы, законченные обработкой;

- товары—часть МПЗ, приобретенных у юридических лиц с це­лью их продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Основные задачи учета материально-производственных запасов:

- правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;

- контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей;

- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

- систематический контроль за выявлением излишних и неис­пользуемых материалов, их продажей;

- своевременное осуществление расчетов с поставщиками про­изводственных запасов и др.

На современном предприятии используется большое количество разнообразных материалов, и для надлежащей организации синтети­ческого и аналитического учетов необходима их группировка:

- по назначению и роли в процессе производства;

- по техническим свойствам.

В зависимости от назначения и роли в процессе производства различают: сырье и материалы; покупные полуфабрикаты; топливо; тару и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; строительные материалы. На каждую группу материалов открывают отдельный субсчет.

На основе классификации для упрощения учетного процесса в организации разрабатывается н оменклатура-ценник.

Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива, используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер, под которым он внесен в номенклатуру-ценник. Номенклатурный номер — это крат­кое цифровое обозначение, в котором закодированы вид, сорт, марка или размер материала.

Наличие учетной номенклатуры материалов является обяза­тельным условием осуществления учета с применением компью­тера.

Одним из важнейших моментов правильной организации учета материальных ресурсов является их оценка.

Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы при­нимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Фактическими затратами на приобретение материальных ценно­стей могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением матери­альных ценностей;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретени­ем материальных ценностей;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организа­ции, через которую приобретены материальные ценности;

- затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию и др.

В фактическую себестоимость материальных ценностей включа­ются также заготовительно-складские расходы.

К ним относятся:

- содержание заготовительного аппарата, материальных скла­дов;

- охрана материалов;

- оплата сборов за извещение о прибытии материалов и за взве­шивание грузов;

- потери от недостачи материалов в пути и на складах в пределах установленных норм естественной убыли.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, внесен­ных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учре­дителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Данные о действующей цене дол­жны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кро­ме случаев, установленных законодательством Российской Феде­рации и предусмотренных настоящим Положением.

Материальные ценности, на которые цена в течение года снизи­лась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой се­бестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за пе­ревозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведет текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены.

В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от пла­новой.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материа­лов, списываемых на производственные цели:

- по средней (среднезавышенной) себестоимости;

- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) только в налоговом учете.

Для учета движения материалов используется типовая докумен­тация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими до­кументами:

- приходный ордер (ф. М-4);

- акт о приемке материалов (ф. М-7).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, при­емку их осуществляют на основе товарно-транспортной накладной, которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:

- первый — служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

- второй — для оприходования материала получателем;

- третий — для расчетов с автотранспортной организацией (заве­ренный подписями и печатью грузополучателя);

- четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу (заверенный подписями и печатью грузополучате­ля).

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и со­оружений, приходуют на основании акта об оприходовании матери­альных ценностей (ф. М-35).

Расход материала со склада на производственные и хозяйствен­ные нужды оформляют следующими документами:

- лимитно-заборная карта (ф. М-8);

- требование-накладная на отпуск материалов (ф. М-11);

- накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенно­му производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой — в цех. Кладовщик записывает количе­ство отпущенного материала в обеих картах, и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производствен­ный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, система­тическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяй­ственные нужды используют требования-накладные на отпуск ма­териалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается складу, другой — остается в цехе-получателе.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют на­кладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбы­та в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр ос­тается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т).

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных за­пасов:

- количественно-суммовой;

- с помощью отчетов материально ответственных лиц;

- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета ма­териалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движе­ния материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенкла­турный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписыва­ет «Приходный ордер» и регистрирует его в «Карточке учета мате­риалов» в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход мате­риала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалте­рию первичные документы и составляет реестры сдачи докумен­тов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количе­ства документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на 1-е число каждого месяца материально-ответ­ственное лицо переносит количественные остатки из карточек в Ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтвержда­ет их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета следующие:

- оперативность и бухгалтерская достоверность количествен­ного учета на складе при помощи карточек учета материалов, кото­рые ведутся материально ответственными лицами;

- систематический контроль работниками бухгалтерии непо­средственно на складе за правильным и своевременным докумен­тированием операций по движению материалов и ведением складс­кого учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;

- осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и по местам их хранения, а при наличии вычислительной техники — также в разрезе номенк­латурных номеров;

- систематическое подтверждение (взаимосверка) данных склад­ского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков мате­риалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомос­ти, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на вычислительных машинах.

Синтетический учет наличия и движения материальных ресур­сов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, ин­вентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записывают по де­бету счета 10, расход и отпуск — по кредиту счета в суммах факти­ческой себестоимости.

В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покуп­ная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следую­щими проводками:

- приобретены у поставщиков за плату:

Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость,

Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;

- внесены учредителями в счет вклада в уставный капитал:

Д-т10К-т75/1 — по согласованной стоимости;

- безвозмездное поступление от других организаций:

Д-т 10 К-т 98/2, субсчет «Безвозмездное поступление» — по ры­ночной стоимости.

При использовании безвозмездно полученных материалов на производственные нужды (Д-т 20, 23, 25, 26, 08 К-т 10) в состав про­чих доходов включают стоимость израсходованных материалов и в учете делают запись:

Д-т98/2К-т 91/1;

- поступление материалов в доверительное управление — по стоимости, числящейся в учете

- приобретены МПЗ за наличный расчет:

Д-т 10 К-т 71;

- оприходованы излишки МПЗ по результатам инвентариза­ции — по рыночной стоимости:

Д-т 10 К-т 91/1;

- оприходованы МПЗ, полученные от разборки объектов основ­ных средств, — по рыночной стоимости:

Д-т 10 К-т 91/1;

Расход и отпуск материалов со склада производятся на различ­ные цели и отражаются в бухгалтерском учете следующими провод­ками:

- на изготовление продукции — по фактической себестоимости:

Д-т 20, 23 К-т 10;

- на строительство объектов основных средств, выполняемое хозяйственным способом, — по фактической себестоимости:

Д-т 08 К-т 10;

- на ремонт основных средств — по фактической себестоимости:

Д-т 25, 26 К-т 10;

- продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие доходы й расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно- результативный.

По дебету счета 91 отражается:

- фактическая себестоимость реализованных материалов: Д-т 91/2 К-т 10;

- сумма НДС, начисленная на реализованные материалы: Д-т 91/2 К-т 68;

- расходы по продаже материалов: Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.

По кредиту отражается:

- выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС: Д-т 62 К-т 91/1.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Превышение оборота дебетового (сальдо дебетовое) составляет убыток, который списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» провод­кой Д-т 99 К-т 91/9, а превышение оборота кредитового (сальдо кре­дитовое) — прибыль, и делают запись: Д-т 91/9 К-т 99.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

- фактическая себестоимость формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»;

- с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение ма­териалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Если организация ведет учет заготовления материалов первым способом, тогда все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении, собирают по дебету на счет 10 «Материалы» в кор­респонденции: Д-т 10 К-т 60, 71, 70, 69 и др.

Рассмотренный способ формирования фактической себестоимо­сти материалов целесообразно использовать лишь в организациях, у которых:

- небольшое количество поставок материалов за отчетный пе­риод;

- небольшая номенклатура используемых материалов;

- все данные для формирования себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

Если учет заготовления материалов в организации ведут вторым способом, все затраты, связанные с их приобретением, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков за­писывают по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с постав­щиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.:

Д-т 15 К-т 60,76,71,70,69.

Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью:

Д-т 10 К-т 15 по учетным ценам.

Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью их по учетным ценам списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:

Д-т 16 К-т 15.

Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материа­лов в пути. Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы», решает сама организа­ция при выборе учетной политики на предстоящий год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: