В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы являются частью активов организации, которые:
- используются в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи, выполнения работ, оказания услуг;
- предназначенные для продажи;
- используются для управленческих нужд организации.
ПБУ 5/01 определяет правила учета имущества, входящего в состав оборотных активов организации, используемого при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.
В состав материально-производственных запасов входят следующие группы оборотных активов:
- материалы — часть материально-производственных запасов (МПЗ), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- инвентарь и хозяйственные принадлежности — часть МПЗ, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев;
- готовая продукция — часть МПЗ, предназначенных для продажи, являющаяся конечным результатом производственного цикла, активы, законченные обработкой;
- товары—часть МПЗ, приобретенных у юридических лиц с целью их продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Основные задачи учета материально-производственных запасов:
- правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;
- контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей;
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их продажей;
- своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов и др.
На современном предприятии используется большое количество разнообразных материалов, и для надлежащей организации синтетического и аналитического учетов необходима их группировка:
- по назначению и роли в процессе производства;
- по техническим свойствам.
В зависимости от назначения и роли в процессе производства различают: сырье и материалы; покупные полуфабрикаты; топливо; тару и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; строительные материалы. На каждую группу материалов открывают отдельный субсчет.
На основе классификации для упрощения учетного процесса в организации разрабатывается н оменклатура-ценник.
Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива, используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер, под которым он внесен в номенклатуру-ценник. Номенклатурный номер — это краткое цифровое обозначение, в котором закодированы вид, сорт, марка или размер материала.
Наличие учетной номенклатуры материалов является обязательным условием осуществления учета с применением компьютера.
Одним из важнейших моментов правильной организации учета материальных ресурсов является их оценка.
Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.
Фактическими затратами на приобретение материальных ценностей могут быть:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных ценностей;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности;
- затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию и др.
В фактическую себестоимость материальных ценностей включаются также заготовительно-складские расходы.
К ним относятся:
- содержание заготовительного аппарата, материальных складов;
- охрана материалов;
- оплата сборов за извещение о прибытии материалов и за взвешивание грузов;
- потери от недостачи материалов в пути и на складах в пределах установленных норм естественной убыли.
Фактическая себестоимость материальных ценностей, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Фактическая себестоимость материальных ценностей, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Положением.
Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).
Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведет текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены.
В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой.
Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производственные цели:
- по средней (среднезавышенной) себестоимости;
- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
- по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) только в налоговом учете.
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
- приходный ордер (ф. М-4);
- акт о приемке материалов (ф. М-7).
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, приемку их осуществляют на основе товарно-транспортной накладной, которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:
- первый — служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
- второй — для оприходования материала получателем;
- третий — для расчетов с автотранспортной организацией (заверенный подписями и печатью грузополучателя);
- четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу (заверенный подписями и печатью грузополучателя).
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют накладной, которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей (ф. М-35).
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
- лимитно-заборная карта (ф. М-8);
- требование-накладная на отпуск материалов (ф. М-11);
- накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой — в цех. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах, и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.
Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается складу, другой — остается в цехе-получателе.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т).
Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.
Существуют следующие методы учета производственных запасов:
- количественно-суммовой;
- с помощью отчетов материально ответственных лиц;
- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрирует его в «Карточке учета материалов» в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.
Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
По состоянию на 1-е число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в Ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).
Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.
Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета следующие:
- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведутся материально ответственными лицами;
- систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;
- осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и по местам их хранения, а при наличии вычислительной техники — также в разрезе номенклатурных номеров;
- систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на вычислительных машинах.
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск — по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
- приобретены у поставщиков за плату:
Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость,
Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;
- внесены учредителями в счет вклада в уставный капитал:
Д-т10К-т75/1 — по согласованной стоимости;
- безвозмездное поступление от других организаций:
Д-т 10 К-т 98/2, субсчет «Безвозмездное поступление» — по рыночной стоимости.
При использовании безвозмездно полученных материалов на производственные нужды (Д-т 20, 23, 25, 26, 08 К-т 10) в состав прочих доходов включают стоимость израсходованных материалов и в учете делают запись:
Д-т98/2К-т 91/1;
- поступление материалов в доверительное управление — по стоимости, числящейся в учете
- приобретены МПЗ за наличный расчет:
Д-т 10 К-т 71;
- оприходованы излишки МПЗ по результатам инвентаризации — по рыночной стоимости:
Д-т 10 К-т 91/1;
- оприходованы МПЗ, полученные от разборки объектов основных средств, — по рыночной стоимости:
Д-т 10 К-т 91/1;
Расход и отпуск материалов со склада производятся на различные цели и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
- на изготовление продукции — по фактической себестоимости:
Д-т 20, 23 К-т 10;
- на строительство объектов основных средств, выполняемое хозяйственным способом, — по фактической себестоимости:
Д-т 08 К-т 10;
- на ремонт основных средств — по фактической себестоимости:
Д-т 25, 26 К-т 10;
- продажа на сторону.
Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие доходы й расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно- результативный.
По дебету счета 91 отражается:
- фактическая себестоимость реализованных материалов: Д-т 91/2 К-т 10;
- сумма НДС, начисленная на реализованные материалы: Д-т 91/2 К-т 68;
- расходы по продаже материалов: Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.
По кредиту отражается:
- выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС: Д-т 62 К-т 91/1.
Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.
Превышение оборота дебетового (сальдо дебетовое) составляет убыток, который списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой Д-т 99 К-т 91/9, а превышение оборота кредитового (сальдо кредитовое) — прибыль, и делают запись: Д-т 91/9 К-т 99.
Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:
- фактическая себестоимость формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»;
- с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Если организация ведет учет заготовления материалов первым способом, тогда все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении, собирают по дебету на счет 10 «Материалы» в корреспонденции: Д-т 10 К-т 60, 71, 70, 69 и др.
Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости материалов целесообразно использовать лишь в организациях, у которых:
- небольшое количество поставок материалов за отчетный период;
- небольшая номенклатура используемых материалов;
- все данные для формирования себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.
Если учет заготовления материалов в организации ведут вторым способом, все затраты, связанные с их приобретением, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.:
Д-т 15 К-т 60,76,71,70,69.
Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью:
Д-т 10 К-т 15 по учетным ценам.
Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью их по учетным ценам списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
Д-т 16 К-т 15.
Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути. Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы», решает сама организация при выборе учетной политики на предстоящий год.