Вопросы: 1Налог на добавленную стоимость (НДС);
2.Акцизы
1.
НДС является наиболее значимым в структуре налоговых платежей, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009 год составила – 23,6%. НДС – основной вид косвенного налога, который представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. Добавленная (вновь созданная) стоимость может рассчитываться как сумма заработной платы с начислениями (ЗП*) и прибыли (П):
ДС=ЗП*+П.
Данный налог включается в цену товаров, работ, услуг. В начале 50-х гг. 20 века начался переход от налога с оборота к налогу на добавленную стоимость. Впервые НДС появился во Франции в 1954г., схема его взимания была разработана французским ученым М.Лоре. Впоследствии налог стал применяться во многих странах мира, в странах Европы НДС введен с 1973г.
НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким универсальным его качествам как: 1) высокая доходность и продуктивность (под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других (прямых) налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения); 3) психологическое преимущество. К недостаткам косвенного налога можно отнести регрессивность, перелагаемость на потребителя; неравномерность налоговой нагрузки на трудоемкие (с большей добавленной стоимостью) и материалоемкие отрасли.
Развитие интеграционных процессов в мировой экономике потребовало определенной унификации налоговых систем государств, объединяющихся в экономические союзы с целью выравнивания условий хозяйствования и предпринимательства. Налоговая гармонизация в настоящее время продолжается в направлении сближения ставок налога и условий взимания НДС. Большинством стран мира используется стимулирующая функция НДС. Это проявляется в дифференциации ставок НДС, в освобождении от налогообложения экспорта продукции, предоставлении льгот сельскохозяйственным организациям, малому бизнесу, предприятиям, осуществляющим инвестиции. Отдельные государства могут применять НДС, различающийся по принципам взимания, способам исчисления и типам налогообложения.
В мировой практике используются два принципа взимания косвенных налогов (НДС, акцизов):
1. Принцип страны происхождения товара – означает взимание налога при экспорте товара и поступление налога в бюджет страны-экспортера (освобождается от налога импорт);
2. Принцип страны назначения товара – означает взимание налога на стадии реализации товара, независимо от места его происхождения (освобождается от налога экспорт, а облагается импорт). При этом принципе прибегают к таможенному регулированию – взимая налог с импортируемых товаров, компенсируют его экспортерам. Этот принцип больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет, не прибегая к административным мерам, поддерживать отечественного производителя-экспортера. Данный принцип используется Республикой Беларусь во взаимоотношениях со всеми странами.
НДС в Республике Беларусь был введен в 1992г. вместо налога с оборота и налога с продаж. С 01.01.2000г. вместо метода прямого вычитания, требующего определения величины добавленной стоимости, введен зачетный метод исчисления НДС. Зачетный метод является самым распространенным методом исчисления НДС. Зачетный (или счет-фактурный, или инвойсный) метод основан на принципе зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму НДС, которая начисляется на вновь созданную стоимость. Основным носителем информации для налогообложения (о стоимости сделки как базы для начисления налога, ставке и сумме НДС) является счет-фактура (инвойс) – отсюда и название метода.
Согласно зачетному методу налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, полученной от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Правовую основу взимания НДС в Республике Беларусь составляют положения главы 12 Налогового кодекса РБ. В соответствии с НК Республики Беларусь плательщиками НДС являются:
- организации (включая резидентов СЭЗ);
- индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации за три предыдущих месяца превысила 40000 евро по официальному курсу Нацбанка на последнее число последнего месяца, либо, если они самостоятельно выделяют НДС в расчетных и первичных документах по реализации товаров, работ, услуг;
- физические лица, на которых НК и ТК Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Объектами налогообложения являются:
1)обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее - объекты) на территории РБ (включая сдачу имущества в аренду (лизинг), безвозмездную передачу имущества (кроме передачи имущества в пределах одного собственника), реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам);
2) ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Освобождены от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь следующих объектов:
- товаров для официального использования консульств;
- лекарственных средств, медицинского оборудования, медицинских услуг (согласно утвержденному перечню);
- услуг в сфере образования учреждениями образования;
- услуг в сфере искусства и культуры;
- жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг для физических лиц;
- услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси);
- товаров собственного производства предприятиями, где численность инвалидов не менее 50% от списочной численности ППП в среднем за период;
- НИОКР и опытно-технологических работ;
- услуг банков, небанковских кредитно-финансовых, страховых организаций;
- населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров;
- других объектов согласно налоговому кодексу (НК).
Перечень товаров, работ, услуг, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения НДС, утверждается Президентом Республики Беларусь. Налоговым кодексом определен перечень товаров, освобождаемых от НДС при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налоговая база определяется с учетом следующих особенностей.
1. При реализации объектов по свободным отпускным ценам налоговая база определяется как стоимость их без учета НДС (себестоимость + прибыль + акцизы). Если товар реализуется по регулируемым розничным ценам, то облагаемая база определяется как стоимость этих товаров в розничных ценах с учетом НДС.
2. При реализации продукции, произведенной из давальческого сырья, налоговая база определяется как стоимость выполненных работ без учета НДС.
3. При реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов.
4. При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При реализации неамортизируемых нематериальных активов ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.
Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством.
5. При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав собственного производства по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.
6. Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление НДС по которым производится в соответствии с пунктом 9 статьи 103 НК) определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС.
7. Налоговая база НДС при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам.
8. Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшается на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, выступающими в качестве налогового агента в иностранных государствах, в бюджеты иностранных государств.
9. Налоговая база при реализации объектов увеличивается на суммы, фактически полученные:
- за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- в виде санкций з а нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
10. Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется (за исключением товаров, происходящих и ввозимых с территории РФ) как сумма: их таможенной стоимости (ТС); подлежащих уплате сумм таможенных пошлин (Тпошл.); подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам) (Ак).
Для определения налоговой базы необходимо установить момент фактической реализации. Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный периоддень отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ставки НДС:
1) 0% - применяется при реализации:
товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств - участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;
экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;
работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации.
Основанием для применения ставки НДС в размере 0% является предоставление в налоговые органы (по месту постановки на учет в качестве плательщика налогов) копий документов, указанных в налоговом кодексе, не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов).
Нулевая ставка означает полное освобождение экспортеров от НДС;
2) 10% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь №287 от 21.06 2007); при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), рыбоводства, пчеловодства, животноводства (кроме пушного звероводства);
3) 16,67%; 9,09% - при реализации товаров (цемент, водка белая, табачные изделия) по регулируемым розничным ценам с учетом налога;
4) 0,5% - при возе на таможенную территорию Республики Беларусь из России для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и др. драгоценных камней;
5) 24% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и реализации в Республике Беларусь сахара белого;
6) 20% - в остальных случаях.
Налогообложение оборотов по реализации объектов по указанным ставкам производится при наличии раздельного учета оборотов по реализации таких объектов.
Порядок исчисления и уплаты налога
Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (Сндс) по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации объектов и по всем изменениям налоговой базы. Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю этих объектов путем выделения соответствующей суммы налога отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.
Суммы НДС, уплаченные плательщиком при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь для производственных целей сырья, материалов, топлива, основных средств, нематериальных активов и др. объектов, не относятся на затраты плательщика по производству и реализации товаров, работ, услуг, кроме случаев производства товаров, работ, услуг, освобожденных от налогообложения.
Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по реализации объектов, на установленные налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет (НДСбюдж.), определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам отчетного периода (НДСисчисл.), и суммами налоговых вычетов (НДСвыч.):
НДСбюдж = НДСисчисл. - НДСвыч.
Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Налоговым кодексом. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в первоочередном порядке в следующем налоговом периоде либо возврату плательщику в установленном НК порядке. Вычетам подлежат:
- предъявленные плательщику суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые объекты либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок (если ведение книги покупок осуществляется плательщиком), – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по отгрузке»;
- фактически уплаченные плательщиком суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов либо при ввозе товаров на таможенную территорию Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок (если ведение книги покупок осуществляется плательщиком) – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по оплате».
В книге покупок регистрируются документы, подтверждающие получение и оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам (таблица).
Таблица - Образец заполнения книги покупок.
Дата приобре- тения и номер доку-мента | Дата оплаты и номер доку-мента | Наиме-но- вание продав-ца | УНП продавца | Всего покупок, включая НДС | в том числе покупки, облагаемые налогом по ставке | |||
20% | 10% | |||||||
Стои-мость покупок без НДС | Сум-ма НДС | Стои-мость покупок без НДС | Сум-ма НДС | |||||
6а | 6б | 7а | 7б | |||||
26.01.10г. Счёт-фактура по НДС № 0097934 | 28.01.10г. платёжное поручение № 5 | ООО «Фирма «Новый век»» | - | - |
С 2010 года ведение книги покупок для получения налогового вычета не является обязательным (это право плательщика). Вычет НДС производится только по надлежаще оформленным первичным учетным и расчетным документам (товарно-транспортным и товарным накладным, счету-фактуре, таможенным декларациям и иным документам), где указаны реквизиты по НДС в целях определения суммы налоговых вычетов.
Пример. Фирма для производства продукции закупила материалы стоимостью 50 млн.руб.(без НДС). НДС, предъявленный поставщиком оплачен полностью в сумме 10 млн.руб. и отражен в книге покупок. Отпускная стоимость произведенной и реализованной продукции (без НДС) – 120 млн.руб. Ставка НДС-20%. Значит, НДС, исчисленный и предъявленный покупателям продукции, составит 24,0 млн.руб. (120 млн.руб. х 20/100). НДС, включаемый в налоговые вычеты, составит 10млн.руб. НДС, подлежащий уплате в бюджет, составит 14 млн.руб. (24 - 10). Выручка от реализации продукции 144,0млн.руб. (120+24,0).
Вычеты сумм налога при реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения фактического вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь (копии контракта с иностранным партнером; таможенного разрешения, заверенного маркой таможенного контроля; платежных инструкций, подтверждающих поступление выручки за реализованные товары (работы, услуги) в свободно конвертируемой валюте). Срок предоставления указанных документов – не позднее 60 дней с даты отгрузки (передачи) товара (при реализации товаров в Российскую Федерацию – не позднее 90 дней с даты отгрузки (передачи) товара).
Суммы налога на добавленную стоимость вычитаются плательщиками в следующей очередности:
в первую очередь - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
во вторую очередь - суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные суммы налога на добавленную стоимость вычитаются в сумме, не превышающей разницу между суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации, и суммами налога на добавленную стоимость, вычитаемыми в первую очередь;
в третью очередь независимо от суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов;
в четвертую очередь независимо от суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке ноль (0) процентов.
Не подлежат вычету суммы налога, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов (например, основных средств и нематериальных активов непроизводственного характера).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (НДСввоз), взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, определяется по формуле:
НДСввоз= (ТС + Тпошл +Ак*) х Сндс,
где ТС- таможенная стоимость ввозимого товара; Тпошл - сумма ввозной таможенной пошлины; Ак*- сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, а для плательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3815000000 белорусских рублей, - по их выбору календарный месяц или календарный квартал.
Налоговая декларация (расчет) по НДС составляется нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговый орган по месту регистрации плательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога при реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года. Если сумма налога по расчету за предыдущий месяц превышает 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, то налог уплачивается авансовыми платежами согласно порядку, определенному Налоговым кодексом. Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, устанавливаются Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Акциз - вид косвенного налога, который устанавливается на товары в целях регулирования потребления отдельных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция), а также формирования консолидированного бюджета на основе перераспределения доходов. Акциз является республиканским налогом, формирующим республиканский бюджет. Акциз занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль и подоходного налога, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2009 год составила 11%. Акциз включается в цены подакцизных товаров и является одноступеньчатым налогом, который взимается только один раз – либо при ввозе товаров (уплачивает импортер товара) либо при реализации (уплачивает производитель товара).
Правовую основу взимания акцизов составляют положения главы 13 Налогового кодекса.
Плательщиками акцизов признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
При производстве на территории Республики Беларусь товаров из давальческого сырья акцизы уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, производящие эти подакцизные товары.
К подакцизным товарам относятся:
1. спирт этиловый ректификованный технический;
2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);
3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
4. пиво;
5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов;
6. табачные изделия;
7. автомобильные бензины;
8. дизельное и биодизельное топливо;
9. судовое топливо;
10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые.
Не признаются подакцизными товарами:
1. спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;
2. спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
3. спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;
4. спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
5. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;
6. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;
7. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;
8. дезинфицирующие средства;
9. товары бытовой химии;
10. легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
11. табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.
Ставки акцизов могут устанавливаться:
1) твердые (специфические), т.е. установленные в абсолютном выражении на физическую единицу измерения подакцизных товаров (приложение 1 к НК);
2) адвалорные (процентные), т.е. установленные в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин.
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Объектами обложения акцизами признаются:
1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
2. ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;
3. подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).
Подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.
Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь подтверждается:
А) налоговым органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из Российской Федерации, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;
Б) таможенным органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем Российская Федерация, а также при ввозе с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь.
Налоговая база определяется в зависимости от установленных ставок акцизов:
1)при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:
как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;
2) при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:
2.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
2.2) как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;
3) при реализации (передаче) ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:
3.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;
3.2) как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров (в зависимости от принятого в учетной политике метода отражения реализации) определяется как приходящийся на налоговый период: либо день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов, либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления, указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней (при реализации в Россию – не позднее 90 дней) со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров,.
Льготы по акцизам установлены в виде освобождения от налогообложения акцизами, а также применения нулевых ставок.
Освобождаются от акцизов:
1. подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
2. транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из Российской Федерации, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации;
3. спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;
4. конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);
5. при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе подакцизные товары, не происходящие с территории государств - участников таможенного союза, для их постоянного размещения в Российской Федерации) при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь. Действие настоящего пункта не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям;
6. произведенные легковые автомобили и автокомпоненты собственного производства при реализации в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь.
При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары.
Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.
При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле: Ак = VАК х СТ АК.тверд
где VАК – объем подакцизных товаров в натуральном выражении;
СТ АК.тверд. – твердая ставка акциза.
Расчет суммы акцизов производится с учетом специфики товаров:
- по легковым автомобилям:
Ак = Кла х Мла х СТ АК.тверд,
где Кла — количество легковых автомобилей, шт.; Мла — мощность легкового автомобиля, л. с.; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./л. с.;
- по алкоголю с объемной долей этилового спирта:
Ак = Кбут х Ебут х Дсп х СТ АК.тверд,
где Кбут — количество бутылок, шт.; Ебут — емкость бутылки, л; Дсп — объемная доля спирта в литре алкоголя, %; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./л;
- по табачным изделиям, производимым в пачках (сигары, сигариллы):
Арасч = Кпач х Кт х Сакц,
где; Кпач — количество пачек, шт.; Кт - количество изделий в пачке, шт.; СТ АК.тверд — ставка акциза, руб./шт. (по сигариллам — руб./ тыс. шт.);
Сумма акциза, включаемая в цены подакцизных товаров (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости товара без учета акцизов и ставки по следующей формуле:
Ак = ,
где НБ- налоговая база, Сm- адвалорная ставка акциза.
Сумма акциза, исчисленная за отчетный период по реализованным подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости реализованных товаров с учетом акцизов и ставки по следующей формуле:
Ак = (В – НДС) х Сm.
Сумма акцизов по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из России), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, на ставку акциза.
Ак(ввоз)= (ТС + Тпошл) х Сm,
где Ак(ввоз) - сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.
Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из РФ (происходящим из РФ), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости с учетом расходов по доставке товаров на ставку акциза.
Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.
Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, установленных статьей 123 налогового кодекса и приходящихся на этот налоговый период:
Ак бюдж = Ак исчисл – Ак вычет.
Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:
1. предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;
2. уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.
Плательщик, производящий подакцизные товары из давальческого сырья, должен обеспечить раздельный учет собственного и давальческого сырья, полученного от каждого собственника давальческого сырья, а также готовой продукции, произведенной как из собственного, так и из давальческого сырья;
3. уплаченные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории Республики Беларусь. Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.
Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь припроизводстве и реализации продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, за исключением сумм акцизов, уплаченных:
1. на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;
2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, - в случае их последующей реализации на территории Республики Беларусь.
Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных и (или) расчетных документах соответствующая сумма акцизов указывается отдельной строкой.
При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые в соответствии с главой 13 НК освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписываются без выделения сумм акцизов и в них делается запись или проставляется штамп "Без акцизов".
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок относится на издержки обращения организации, реализующей указанные подакцизные товары. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету, имеющемуся на начало текущего месяца составила свыше 17000 евро по курсу НБ РБ на 1-е число текущего месяца, то акцизы вносятся в виде авансовых платежей в порядке, устанавливаемом налоговым кодексом. Если исчисленная по месячному расчету сумма акцизов превосходит сумму, исчисленную к уплате авансовыми платежами, сумма доплаты вносится плательщиком не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным. Если в результате пересчета выявляется переплата по платежам, то сумма переплаты засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику.
Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Освобождения от налогообложения акцизами, нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) со дня установления этих освобождений, нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.
Тема 4: Прочие налоги с юридических лиц (налоги, сборы, пошлины, взносы и отчисления, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении)
Вопросы:
1.Экологический налог
2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
3. Земельный налог
4.Платежи в фонд социальной защиты населения (ФСЗН)
5.Налог на недвижимость
6.Отчисления в инновационный фонд.
7.Гербовый сбор.
8. Оффшорный сбор
Налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения, образуют отдельную группу платежей, действующих на территории Республики Беларусь. В данную группу включаются экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, земельный налог, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, отчисления в инновационный фонд, государственная пошлина, гербовый сбор, оффшорный сбор, а с 2010г. и налог на недвижимость (кроме налога за незавершенное строительство).
1. Экологический налог. Правовая основа: Налоговый кодекс РБ, глава 19.
Экологический налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты, в том числе – бюджетные фонды охраны природы. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2009 год составила всего 1,9%, на перспективу поставлена задача повышения роли экологического налога.
Плательщиками экологического налога являются:
· организации (кроме применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог с производителей сельхозпродукции);
· индивидуальные предприниматели (кроме уплачивающих единый налог и применяющих упрощенную систему налогообложения).
Бюджетные организации не являются плательщиками налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
Объекты налогообложения:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
3. хранение, захоронение отходов производства;
4. перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
5. переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
6. производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска) (введен с 01.07.2009г.);
7. производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при незначительных (указанных в НК) объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ согласно приложению 6 к НК;
-хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
-хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
-захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;
-производство товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;
производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;
импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;
производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, продуктов молочных, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в том числе птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, а также импорт этих товаров, денежных знаков, упакованных в тару, при условии раздельного учета.
1.2
Налоговая база экологического налога определяетсякак фактические объемы:
-выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
-сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
-отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
-нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
-нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;
-производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;
-производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного и бухгалтерского учета, а также с учетом установленных лимитов. Лимиты отходов производства, а также нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод по областям и г. Минску, лимиты хранения и захоронения отходов производства устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специально уполномоченными государственными органами.
Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в пунктах 1 - 3 и пункте 7, устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 - 9 к налоговому кодексу.
Ставка экологического налога за перемещение по территории Республики Беларусь 1 тонны нефти и нефтепродуктов на 100 километров устанавливается в размере 15 белорусских рублей.
Ставка экологического налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти и нефтепродуктов устанавливается в размере 4030 белорусских рублей.
Ставка экологического налога за производство и (или) импорт 1 тонны товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, устанавливается в размере 270295 белорусских рублей.
К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 - 8 к НК, применяются следующие (понижающие или повышающие) коэффициенты:
1. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии, - 0,5;
2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, - 0,27. Этот коэффициент не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;
3. за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы, - 0,5;
4. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата - 0,9. Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия;
5. за сброс сточных вод в окружающую среду при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств - 1,5;
6. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) - 0,006.
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.
За захоронение отходов производства сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, владельцами объектов захоронения отходов применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.
Льготы по налогу установлены двух видов: применение пониженных ставок налога и освобождение от уплаты налога. Освобождаются от уплаты налога:
1) Национальный банк Республики Беларусь;
2) работы по строительству жилья;
3) крестьянские хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации.
Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды.
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.
Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган владельцами объектов захоронения отходов.
Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства.
Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового лимита. Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога. Уточненная декларация представляется не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, хранения и захоронения отходов. И не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производится доплата экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства в пределах установленных лимитов, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом, переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.