Конкуренция и ее значение в экономике

Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.

III. Возникновение внешних эффектов

Создания общественных благ.

Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности. Общественные блага (освещение на улице например общее).

Гибнут пчелы – внешний эффект.

Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, которые приходится нести (или которые можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага – это отрицательный внешний эффект. Освещение витрин - положительный внешний эффект - светло на улице.

1. для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

а) разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

б) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (государственный антимонопольный комитет – ГАК).

2. Для создания общественных благ, невозможного на коммерческой основе государства:

а) формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (гражданский кодекс);

б) создает организации обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратура милиция, государственный банк);

в) осуществляет иную специальную деятельность по созданию общественных благ (пограничная и таможенная служба, скорая помощь).

3. Решая задачу регулирование проблем, связанных с возникновением внешних эффектов государство:

а) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов, например, законы об охране окружающей среды;

б) стимулирует деятельность по сокращению не желательных внешних эффектов (льготы тем, кто использует очистные сооружения).

5-ая лекция: Классификация рыночных структур.

1. Понятие и типы рынка.

2. Совершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Монополистическая конкуренция.

5. Олигополия.

6. Антимонопольные регулирование в США, Западной Европе, РФ.

I. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обычно называются рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт:

- число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условие входа в отрасль и выхода из неё, доступность информации.

По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынка». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства и его нельзя сводить к рынку. Обычно, выделяют следующие типы (модели) рынка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: