Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.
III. Возникновение внешних эффектов
Создания общественных благ.
Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности. Общественные блага (освещение на улице например общее).
Гибнут пчелы – внешний эффект.
Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, которые приходится нести (или которые можно получить) людям или фирмам непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага – это отрицательный внешний эффект. Освещение витрин - положительный внешний эффект - светло на улице.
1. для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
а) разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
б) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (государственный антимонопольный комитет – ГАК).
|
|
2. Для создания общественных благ, невозможного на коммерческой основе государства:
а) формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (гражданский кодекс);
б) создает организации обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратура милиция, государственный банк);
в) осуществляет иную специальную деятельность по созданию общественных благ (пограничная и таможенная служба, скорая помощь).
3. Решая задачу регулирование проблем, связанных с возникновением внешних эффектов государство:
а) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов, например, законы об охране окружающей среды;
б) стимулирует деятельность по сокращению не желательных внешних эффектов (льготы тем, кто использует очистные сооружения).
5-ая лекция: Классификация рыночных структур.
1. Понятие и типы рынка.
2. Совершенная конкуренция.
3. Монополия.
4. Монополистическая конкуренция.
5. Олигополия.
6. Антимонопольные регулирование в США, Западной Европе, РФ.
I. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обычно называются рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт:
- число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условие входа в отрасль и выхода из неё, доступность информации.
По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынка». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства и его нельзя сводить к рынку. Обычно, выделяют следующие типы (модели) рынка: