Монополия. Монополистическая конкуренция

Олигополия.

Монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности, т.е способностью фирмы воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Характеристика типов рынка

Типы рынка Кол-во и размер фирм Характер продукции Условие входа и выхода Доступность инфляции
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

II. Рынок свободный конкуренции состоит из большого числа продавцов конкурирующих между собой каждой из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашаться с ценой, принимать её. Участниками конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представления о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении. Существует свобода входа и выхода на рынок: любая фирма при желании может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебание цены может быть довольно интенсивным, например, цена яблок в конце лета и весной. Но разница в цене – это не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое. Например, рынки сельхозпродукции, рынки некоторых услуг и т.д.

Недостатки совершенной конкуренции:

1. Создает для фирм равенство возможностей, на не гарантирует равенства достигнутых результатов. (т.к. платежеспособные потребности покупателей, распределение денежных доходов, капиталы фирм разные).

2. Учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, но не учитывает, что существуют издержки осуществляющие обществом связанные с производством общественных благ.

3. Предполагая, огромное число фирм не всегда могут обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей.

4. Но учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы.

III. Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становиться крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя просто не существует.

На рынке монополии возможность увеличения цен становится наибольшей, т.е. возникает «ценовой диктат» продавца. Более того монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать более рациональные способы ее производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает серьезные проблемы. Поскольку фирма монополистов также как и любая другая фирма стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: