III. Олигополия

- является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3-5) и вступления на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руда, нефть, сталь, цемент; дифференцированная - на рынках потребительских товаров (автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупно масштабным производством олигополистических фирм. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшей выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение» - это соглашение нескольких предприятий устанавливающие для всех участников объема производства, цены на товар, условие найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производство и сбыта. Его целью является рост цен, но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. (Картель =ОПЭК-нефть). Невозможно полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особенную экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены.

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы.

Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: