double arrow

Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними


Экономическая система- это главная система для любой страны. Именно она характеризует степень развитости того или иного государства в мире. Принято разделять следующие типы экономических систем: традиционные, командные, рыночные и смешанные. Но в современном мире большая часть стран выбрала для себя рыночную структуру экономики.

При рассмотрении экономических систем, необходимо обратить внимание на эволюционные модели их развития. Нужно заметить, что многие исследователи в качестве основы развития общества выбирали технику (Д. Дракер, У. Ростоу). Другие классифицировали социально-экономические системы выбирая в качестве главного критерия их структуры (Д. Белл: доидустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество). Но как бы мы не характеризовали ту или иную систему, но основополагающее место в ней занимает рынок.

Мировой рынок сформировался на основе международного разделения труда, то есть когда страны производили определенную продукцию и обменивались ею между собой. Можно сказать, что на этом принципе и сформировалось понятие «рынка».

В 21-ом столетии появились новые тенденции в социально-экономическом развитии, которые требуют изменения прежнего стереотипа мышления. Рыночная система несовершенна и требует решения многочисленных своих проблем. Следовательно, тема «рынка» сейчас особенно актуальна.




Поэтому, целью данной работы я ставлю изучить сущность понятия «рынка». А задачами: рассмотреть структуру рынка и условия его формирования; перечислить основные функции рынка и выявить его положительные и отрицательные стороны.

Кроме того, я считаю необходимым проанализировать переходный период в истории экономики России, при этом сравнивая кризисы 1998 и 2008 годов.

Эта тема наиболее важна нас сегодня, так как наша страна сравнительно недавно перешла к рыночной системе и имеет в этой области многие проблемы, которые требуют своего решения.

Нужно сказать, что этими же вопросами занимались многие другие исследователи, ученые, труды которых посвящены вопросам экономики. Вот некоторые их них: А.С. Булатова, Р.А. Райзберг и многие другие. Именно их работы были моими основными источниками при изучении данного вопроса.

1 Экономическое содержание понятия рынка.

1.1 Сущность понятия рынка и условия его возникновения.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Возможны и другие определения: рынок-это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; рынок-это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает связующим звеном между обособленными товаропроизводителями на основе общественного разделения труда, между производством и потреблением.



По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его производственным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.

Для потребления рынок-это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Наконец, рынок-это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?



Условия возникновения рынка.

Первое условие-разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи, только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле этого слова, то есть производство - таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие-самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, то есть все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.)

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – свобода предпринимательства.

Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры.

Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2 Виды рынков и их строение.

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализации (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям. Вот некоторые из основных видов рынков:

1)Рынок предметов потребления

а) Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуя товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения.

Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров.

б) Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу ресурсов. в) Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих.

Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржи труда - это государственные учреждения, подчиненные министерствам труда. Наряду с ними могут существовать и платные частные агенства по трудовому посредничеству.

2)Информационный рынок

Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией.

3)Рынок земли

Одним из структурных подразделений рынка ресурсов является рынок земли. Под землей в данном случае понимается не просто земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, а и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и с: хозяйства, и строительной продукции, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур.

4)Система финансов

Важное место в рыночной экономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования, распределения, и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства.

На микроуровне формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия. На макроуровне важную роль играют центральные фонды финансовых ресурсов. Это - федеральные, региональные и местные бюджеты.

Важнейшим составным звеном системы государственных финансов является налоговая система, благодаря которой формируется доходная часть федеральных и местных бюджетов.

а) Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности- акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал- это фонды предприятий. Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах. На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации.

б) Денежный рынок занимает особое место. Денежный рынок- это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом - испытывается их дефицит.

Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции.

Инфраструктура рынка

Термин «инфраструктура» в общем смысле означает комплекс отраслей, обслуживающих производственные и социальные сферы экономики.

Рынок - будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами, имеет свою специфичную инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существования ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки.

Так, на рынках товаров и услуг распространяются товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации.

На финансовых рынках широко распространены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а также биржи труда.

Огромную роль в рыночной экономике играют и также элементы инфраструктуры современного рынка, как денежно-кредитная система и банки, таможенная система, система страхования хозяйственных рисков. К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агенства, центры по представлению услуг, развитию технологий средств деловой коммуникации, а в определенном смысле - и система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктуру облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, создает информационное обеспечение функционирования и управления рынками. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

Наличие развитой, рационально используемой рыночной инфраструктуры позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменение спроса и предложения товаров, цен, перестраивать производство и обращение товаров, полнее учитывать запросы потребителей.

Совершенство рыночной инфраструктуры - немаловажный фактор повышения конкурентоспособности страны, ее товаропроизводителей, повышения устойчивости экономики в условиях быстро изменяющихся ситуаций.

1.3 Функции рынка и принципы, регулирующие рыночные отношения.

Функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Для этого рынок выполняет ряд функций:

1) Ценообразующая

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

2) Регулирющая

Она связана с воздействием рынка на все сферы деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена- сигнал к расширению производства, падает цена- сигнал к сокращению.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: « Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.

Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.»1

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах и кризисах в экономике.

3)Посредническая

Рынок выступает посредником между производителями, позволяя им найти выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.

Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

4)Санирующая

Рыночный механизм- это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Она постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективности функционирующих предприятий.

Принципы, регулирующие рыночные отношения.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Первый элемент, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Кроме того, цены несут информацию о состоянии рынка не только для производителей, но и для потребителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке.

В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Второй, спрос и предложение.

Спрос (платежеспособный)- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальную структуру общественных потребностей.

Предложение- это количество товаров, которое имеется в продаже приданной цене. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), то есть совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации.

Зависимость количества проданных и предложенных товаров от цены выражается следующим графиком:

Рис.1 «График спроса и предложения»

Представленные на графике функции носят названия функции спроса и предложения, определяющиеся зависимостью от цены. Отсюда следуют закон спроса и предложения: «При повышении цены количество покупаемых товаров уменьшается»; и «При повышении цены количество предлагаемого на рынке товара увеличивается».

При изменении цены изменяется величина спроса и предложения. Но существуют и другие факторы, которые называются неценовыми факторами как для спроса, так и для предложения.

Для спроса это: вкусы и предпочтения потребителей, число потребителей, величина и динамика изменения доходов потребителей, размер рынка, ценовые и дефицитные ожидания, цены на сопряженные товары. Для предложения: цены на ресурсы, технология производства, количество производителей или продавцов, налоги и дотации, ценовые и дефицитные ожидания рыночных агентов, цены на сопряженные товары и предложение сопряженных товаров.

Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности.

Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется:

а) множеством покупателей и продавцов;

б) высокой мобильностью факторов производства;

в) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

г) однородностью продаваемой продукции;

д) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией:

* чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

* олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

* монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно небольшого числа фирм, производители дифференцируют продукцию.

В целом необходимо подчеркнуть следующее: независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Таким образом, между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

Можно заключить, что рынок- это очень сложноустроенный экономический механизм, позволяющий существовать экономикам каждой отдельной страны и всего мира в целом.

По мере развития и совершенствования структуры общества стали появляться зачатки будущего рынка. Так на смену натуральной форме хозяйствования, где производство материальных благ и услуг осуществлялось для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы, пришла товарная форма, то есть форма хозяйствования основанная на производстве продуктов не для личного потребления, а для обмена. Поэтому и появился рынок, как место где осуществлялись товарно-денежные отношения между различными субъектами.

Но с течением времени значение этого понятия изменилось.

Сегодня сущность рынка раскрывается в его функциях, которые определяются стоящими пред ними задачами. А именно, рыночный механизм призван ответить на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Рынок имеет систему взаимосвязанных рынков, то есть в отличие от своего первоначального состояния - это уже многоуровневая, иерархическая система, в которой взаимодействуют такие рынки как: рынок предметов потребления, рынок факторов производства, рынок труда, информационный рынок, рынок земли и система финансов.

А между этими рынками, в качестве посредников, выступают различные элементы инфраструктуры рынка. Но существуют и определенные законы, регулирующие товарно-денежные отношения: законы спроса и предложения, а также действия цен и конкуренции.

Нужно сказать, что рынок многогранен и требует тщательного изучения.

2 Проблемы рыночной экономики.

2.1 Основные принципы рыночной экономики.

Основные принципы рыночной экономики заключаются в следующем:

1) Максимальная свобода производственной деятельности

Основа эффективного сельского хозяйства- свободные товаропроизводители, приумножающие свою собственность свой доход и тем самым решающие собственные задачи, действующие на свой страх и риск, ориентируясь на рыночные цены. Товаропроизводители самостоятельно должны определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, на продукцию, распоряжаться полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.

2)Полная экономическая (материальная) ответственность товаропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности. В условиях рыночной экономики хозяйственный субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными эквивалентами.

3)Свободное ценообразование, при котором уровень цен на продукцию устанавливается на рынке свободно, балансируя спрос и предложение, то есть цена формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.

4)Конкуренция товаропроизводителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной деятельности, улучшения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек производства, повышения эффективности, стабилизации цен. Именно конкуренция есть мощный фактор непрерывной активизации экономических субъектов.

5)Отказ органов государственной власти от прямого вмешательства в производственную деятельность товаропроизводителей, за исключением отдельных случаев и в отдельных областях в целях обеспечения стабильности сельского хозяйства.

Экономическая роль государства в условия рыночной экономики ныне важна и необходима. Государство должно определять общие «правила игры» на рынке. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов, то есть несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием, налоговой политикой и другими методами.

2.2 Преимущества, недостатки рынка.

К преимуществам рынка обычно относят:

* эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

* возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;

* высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;

* быстрое использование достижений науки и техники;

* свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей;

* способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;

* относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Основными недостатками рынка являются:

▪ отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

▪ отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;

▪ неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

▪ отсутствие гарантий на труд;

▪ неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

▪ нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам.

2.3 Роль государства в рыночной экономике.

В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики. Исходя из объективной потребности обеспечения социально-экономического прогресса, государство призвано выполнять следующие две основные функции: первая, создание нормальных условий для работы рыночного механизма; вторая - дополнение рыночного механизма элементами, обеспечивающими решение важнейших проблем, разрешение которых с помощью рыночных отношений осуществить невозможно.

Наиболее важной функцией государства является обеспечение условий для смягчения циклического развития экономики, которая на протяжении длительных периодов испытывает то подъемы, то спады. Государство вынуждено нередко прибегать к проведению тех или иных мероприятий, которые либо не допускают «перегрева экономики», либо смягчают падение производства, либо выводят экономику из депрессивного состояния.

В целом современные национальные экономики развитых стран сочетают элементы рынка, плана и государственного регулирования. Поэтому можно с уверенностью сказать, что как нет свободных рынков, так и не существует в мире нерегулируемых национальных экономик.

Причем многие страны активно используют прогностические расчеты, индикативное планирование народного хозяйства и программно-целевые методы регулирования развития отдельных отраслей, их комплексов или отдельных регионов.

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах.

Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

2.4 Проблемы Российской экономики переходного периода 90-х и сегодня.

В нашей стране опыт 90-х годов показал, что полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить и поддержать объектов инфраструктуры. Этот период являлся для нашей страны переходным.

Переходный период- это период времени, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика- это экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Таким образом, неэффективные рыночные реформы привели, как известно, к негативным процессам.

Достаточно быстрые преобразования в впервые годы реформ (1992-1994гг) связанные с либерализацией цен, внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности, масштабной приватизацией и формирование основ рыночной институциональной среды сопровождались экономической и социальной неустойчивостью.

Последующий период (1995-1998гг) характеризуется более медленными структурными реформами и застоем в экономике, резким сокращение производства.

Лишь с конца 90-х годов положение стало медленно меняться.

Этот кризис обусловлен не только ошибками в проведении экономической политики, но и объективными условиями перехода от административно-командной к рыночной экономике.

Россия столкнулась с системным трансформационным кризисом, при котором спад производства и падение жизненного уровня явились следствием разрушения прежних экономических институтов.

Трансформационнный спад принципиально отличается от циклического кризиса в рыночной экономике. Циклический кризис создает для себя предпосылки для перехода к росту, а трансформационный спад не порождает внутренних импульсов для перехода к росту. Поэтому выход из трансформационного спада требует создания институциональных условий для расширения экономической деятельности и осторожного увеличения денежной массы: способного восстановить спрос на продукцию российской промышленности и при этом избежать инфляционного эффекта.

После кризиса 1998 года и резкой девальвации рубля освободились рыночные «ниши», которые прежде заполнялись импортом.

В сочетании с очень высокими мировыми ценами на нефть это создало чрезвычайно благоприятные условия для развития экономики, что привело к экономическому буму конца 90-начала 2000-х гг. Однако экономический рост еще не приобрел устойчивый характер из-за недостатка инвестиций и продолжающегося «бегства» капитала.

В последние годы наша страна развивалась в основном по топливно-сырьевой модели. Однако такой характер развития таит угрозы экономической мощности нашей страны в связи с истощением запасов, деградацией мощностей добывающей промышленности и неустойчивости конъюктуры мирового рынка.

Поэтому выбор в пользу технологической модели для России фактически безальтернативен, тем более что наша страна сохранила потенциал развития обрабатывающей промышленности, в том числе современных наукоемких производств.

Таким образом, в начале 20-го столетия Россия оказалась перед нелегкими проблемами нового вхождения в мировую экономику.

Унаследовавшая от советских времен разрушенную производственную структуру, испытывающая огромные трудности перехода от командной к рыночной системе хозяйственно-обремененного зарубежья, российская экономика пытается удержаться на приличном уровне и занять достойное место в мировом хозяйстве. Успех или неуспех в решении всей этих параллельных и тесно взаимосвязанных проблем зависит от того, насколько профессионально и согласованно буде т проводиться внутри- и внешнеэкономическая стратегия России. Любая серьезная оплошность, ошибочно выбранный ракурс или темп осуществления того или иного мероприятия чреват в этой обстановке тяжелыми последствиями для России, для ее будущего.







Сейчас читают про: